- Маршрут: «Дома с атлантами» в Санкт-Петербурге
- Маршрут: «Дома с атлантами» в Санкт-Петербурге
- 1. Новый Эрмитаж
- 2. Доходный дом Веге
- 3. Дворец Белосельских-Белозерских
- 4. Доходный дом М. С. Мальцевой
- 5. Особняк И. К. Мясникова
- 6. Доходный дом С. Ф. Англареса
- 7. Дом Пашкова
- Бонус: Екатерининский дворец
- «Атланты построили Петербург»: Как альтернативщики перепридумали историю города И почему сказ о великанах в Исаакии стал таким популярным
- «Атлант расправил плечи»
- Софья Лурье
- Кто водит альтернативные экскурсии по Петербургу
- Атлант на дворцовой площади
- 📽️ Видео
Видео:Эрмитаж, Атланты, колонны - загадки и проверка металлодетекторомСкачать
Маршрут: «Дома с атлантами» в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург известен своими уникальными зданиями, фасады которых украшены атлантами и кариатидами. Прогуливаясь по улицам Северной столицы можно столкнуться с мужчинами-атлантами, а также с женщинами-кариатидами, которые на своих плечах или на головах держат крыши, балконы или карнизы.
О самых известных домах с атлантами в Санкт-Петербурге мы и поговорим в этой публикации. Вдобавок, предлагаем совершить путешествие по маршруту, нами разработанному специально для этих целей. Воспользуйтесь картой и информацией, отправляйтесь на прогулку. Прекрасных вам впечатлений и фоток.
Видео:Зи́мний дворе́ц, Атланты Эрмитажа, Александровская колоннаСкачать
Маршрут: «Дома с атлантами» в Санкт-Петербурге
- Станция метро «Адмиралтейская» (10 минут)
- Новый Эрмитаж — Санкт-Петербург, Миллионная ул., 35
- Доходный дом Р. Г. Веге — Санкт-Петербург, Римского-Корсакова просп., 41 / наб. Крюкова канала, 14
- Дворец Белосельских-Белозерских — Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 42 / Невский просп., 41
- Доходный дом М. С. Мальцевой — Санкт-Петербург, Невский просп., 77 / Пушкинская ул., 1
- Особняк И. К. Мясникова — Санкт-Петербург, ул. Восстания, 45 / Гродненский пер., 9 / Сапёрный пер., 18
- Доходный дом С. Ф. Англареса — Санкт-Петербург, Сапёрный пер., 13
- Дом Пашкова — Санкт-Петербург, Литейный просп., 39
- Станция метро: «Чернышевская» (13 минут)
Чистое время маршрута: 2 часа 40 минут (средним шагом; без остановок, посещения мест, перерыва)
Видео:Атлант на дворцовойСкачать
1. Новый Эрмитаж
Начинаем наш маршрут от станции метро «Адмиралтейская». Идти около 10 минут, в сторону Дворцовой набережной, до Нового Эрмитажа на Миллионной улице, 35. Здесь прямо у входа, на крыльце, который называют портиком, вас встретят самые известные атланты Санкт-Петербурга.
Эти скульптурные силачи, поддерживающие балконы, расположены на ступенях Эрмитажа с южной стороны здания, со стороны Миллионной улицы. Ранее, это был вход в музей. Портик Нового Эрмитажа украшен в виде галереи 10-ю фигурами атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва.
Они выполнены из серого сердобольского гранита. Именно эти атланты, которые являются одним из символов Санкт-Петербурга, вдохновили Александра Городницкого на написание известной песни «Атланты»:
… Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках.
Полюбовавшись этими полуголыми гигантами и вдоволь нафотографировавшись с ними же, идём дальше. Предлагаем идти пешком, что полезно и интересно, по дороге можно встретить множество других достопримечательностей центра Санкт-Петербурга.
Видео:Атланты в СПБ улица миллионная в Санкт-Петербурге ночью около Дворцовой площади зимой в ПитереСкачать
2. Доходный дом Веге
От Нового Эрмитажа возвращаемся, тем же путём, на станцию метро «Адмиралтейская», от неё идти около получаса, сначала по Большой Морской улице. Далее вы увидите Почтамтский мост через Мойку, перейдите на набережную реки Мойки, следуйте по набережной. Дойдя до Поцелуева моста, сверните налево на улицу Глинки, идите по ней, мимо Театральной площади, далее следуйте вдоль Крюкова канала, невдалеке будет Дом Веге.
Перед вами возникнет большое шестиэтажное здание с двором-курдонером, выходящим на набережную. Дом был построен в 1912-1914 годах по проекту архитектора С. О. Овсянникова при участии И. П. Ставицкого. Очень уникально оформление парадного въезда во двор. Декор отмечен колоннадой и скульптурной композицией с молодыми атлантами.
Атланты Дома Веге также очень знамениты, и значатся по величине вторыми, после Эрмитажных. Помимо этого, в левом вестибюле парадного двора на стенах сохранились мраморные сюжетные барельефы, а также две скамьи из природного камня, с мраморными сатирами на поручнях.
Этот особняк интересен не только уникальным оформлением, но и своей вкусной историей. Владелец дома — Р. Г. Веге был известным предпринимателем, которого называли «шоколадным королём». Он торговал сладким и разными лакомствами не только в Петербурге и России, но и за границей.
Дом Веге похож на итальянское палаццо эпохи Возрождения. Во время строительства особняка, на смену модерну пришла новая тенденция — осваивать забытое культурное наследие далёких эпох и стран. Архитектор Овсянников значительно увеличил традиционную для Петербурга арку, ведущую во двор, — до довольно значительных размеров, прорезав для этого фасад здания на высоту двух этажей.
Стены здания оформлены терразитовой штукатуркой и декорированы рустом в уровне 1-го и 2-го этажей. Цокольный этаж облицован серым гранитом. На уровне 2-го этажа фасад дома оформлен фризом героического характера. Выше, над оконными проёмами, расположены рельефные панно и горельефные женские головы.
Видео:Петроград. Атланты, Дворцовая, ЭрмитажСкачать
3. Дворец Белосельских-Белозерских
К 3-у пункту нашего маршрута на набережной реки Фонтанки, 42 идти около 40 минут, всё время по Садовой улице до тех пор, пока не упрётесь в Невский проспект, там нужно свернуть направо и пройти до дома № 41. Дворец расположен на Невском проспекте, в месте его пересечения с рекой Фонтанкой.
Здесь, на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, ещё в далёком 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом. Его снесли, а на его месте в конце XVIII века архитектор Ф. И. Демерцов построил первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле.
В 1847—1848 годах дворец был перестроен, приобретя современный вид. Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, который возвёл дом в стиле так называемого «русского необарокко».
Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен.
Именно по его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид. Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины.
Вдоль лестницы расположены кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже. Сейчас на территории дворца арендуют помещения несколько организаций.
Видео:Питер. Дворцовая площадь. Атланты Эрмитажа.Скачать
4. Доходный дом М. С. Мальцевой
От дворца Белосельских-Белозерских до доходного дома Мальцевой на Невском проспекте, 77 идти не более 8 минут. Всё время нужно следовать по Невскому проспекту (по направлению к Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре), и справа будет интересующее нас здание.
По Невскому проспекту дом № 79 некогда принадлежал титулярному советнику П. Д. Мальцеву, а соседний дом, объект нашего внимания, № 77 — его жене М. С. Мальцевой, от которой и получил название. Для супружеской пары известный архитектор П. Ю. Сюзор построил симметричные доходные дома. На фасадах доходного дома выделяются массивные прямоугольные эркеры, поддерживаемые кариатидами.
Помимо кариатид, интересна история дома. Она украшена своими знаменитыми жильцами и посетителями. Ещё до Мальцевых, в доме № 77 по Невскому проспекту работала редакция журнала «Гражданин», издателем которого был князь В. П. Мещерский, а редактором в 1873-1874 годах Ф. М. Достоевский.
В 1874 году от Невского проспекта здесь проложили Новую (Пушкинскую) улицу. Её быстро застроили домами. Оба угловых участка приобрела семья Мальцевых. Также в доме № 77 по Невскому проспекту открылись бани, которые работали до 1960-х годов.
В середине 1890-х годов в доме № 77 жил балалаечник, создатель и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев. Его квартиру посещали многие музыканты и художники, в том числе, знаменитый певец Фёдор Иванович Шаляпин.
В начале ХХ века здесь жили писатели И. А. Бунин, А. С. Грин, И. И. Соколов-Микитов, а 1929-1958 годах — известный баскетбольный тренер В. П. Кондрашин. В 1970-х годах за домом были разобраны дворовые корпуса, организовано новое внутриквартальное пространство.
В 1990-х годах, в угловой части дома № 77/1 размещался один из первых супермаркетов, сейчас в этих помещениях нынешние обитатели дома — чебуречная «Брынза», большой обувной магазин и коммерческий банк «Ренессанс».
Осенью 2005 года во дворе появился своеобразный памятник журналистам, точнее сказать, его первая очередь — огромное панно на брандмауэре с логотипами русских периодических изданий XIX века. Посмотрев на кариатиды, советуем здесь сделать паузу и перекусить в «Брынзе», тем более кафе рядом. Кстати заведение работает ежедневно, круглосуточно.
Видео:Атланты и всё такоеСкачать
5. Особняк И. К. Мясникова
От предыдущего пункта нужно пройти до площади Восстания, перпендикулярно ей идёт улица Восстания, нужно всё время по ней идти до дома № 45, что займёт, в целом, около 15-17 минут. Вас встретит ярко-кирпичного цвета барочный фасад особняка И. К. Мясникова, его трудно не заметить. Дом представляет собой один из лучших образцов необарокко.
Фасад здания обильно украшен лепниной, имеется балкон в три оси, т.е. занимает три оконных проёма. На уровне 2-го этажа установлены 2 фигуры атлантов, поддерживающих балкон. Центральная часть фасада оформлена фронтоном, карниз которого поддерживают 8 фигурок путти.
В 1886 году здание приобрёл богатый промышленник К. А. Варгунин, один из владельцев известной мануфактуры «Невская писчебумажная фабрика братьев Варгуниных». В 1907-1917 годах дом принадлежал уже его дочери Ольге Константиновне.
В конце 2009 года особняк стал самым “новым” отреставрированным зданием на улице Восстания. Конкурсной комиссией Комитета по государственному контролю и использованию памятников архитектуры Санкт-Петербурга (КГИОП), настоящий проект признан «Лучшим объектом реставрации в центре Санкт-Петербурга в 2008 г.».
Видео:Атланты. Дворцовая площадь. Петербург.Скачать
6. Доходный дом С. Ф. Англареса
От особняка Мясникова до доходного дома С. Ф. Англареса в Сапёрном переулке, чтобы найти дом № 13, — 170 метров и потребуется 2 минуты ходьбы. Местная пара атлантов может изменить ваше мнение касательно образа атлантов как обладателей красивого и гармоничного мужского тела.
Здешние атланты выглядят смешно и курьёзно, и кажется, что несерьёзно: они одеты в шкуры, на ногах ботинки, руки сжаты в кулаки и… сами увидите. Атлантов доходного дома С. Ф. Англареса часто называют варварами.
Не только такими стрёмными атлантами знаменит этот дом в Сапёрном переулке, это здание изобилует разнообразными декоративными изображениями на фасаде. Здесь и атланты, и кариатиды, и маски разные: львиные, кошачьи и другие, а также целый фриз драконьих голов, ещё 32 фигурки младенцев (путти), обрамляющие окна 5-го этажа.
Два прямоугольных эркера поддерживаются парами бородатых атлантов, одетых в шкуры. На эркерах и на ризалите установлены по 2 кариатиды. По проекту декоративных фигур было гораздо меньше. Дом № 13 в Сапёрном переулке считается одним из самых нелепых и забавных в Санкт-Петербурге.
Известно, что его построили по заказу владельца С. Ф. Англареса. Когда дом был возведён в 1881 году архитектором Павлом Петровичем Дейнека, были только Геркулесы у подъезда. В архитектурном отношении домовладелец вполне обнаружил свой вкус, достаточно креативно дополнив проект Дейнеки.
Недавно, в 2004 году, на доме № 13 была открыта мемориальная доска, сообщающая о том, что здесь в 1908-1909 годах жил министр путей сообщения Михаил Иванович Хилков. На Сапёрном он поселился уже выйдя в отставку и провёл здесь 2 последних года своей жизни. Квартира бывшего министра на 1-м этаже не сохранилась.
Видео:VLOG/ВЛОГ. Санкт--Петербург...Эрмитаж. Атланты. Дворцовая площадь...Скачать
7. Дом Пашкова
К завершающему пункту нашего маршрута до Дома Пашкова, от Сапёрного переулка, до Литейного проспекта, идти 10-11 минут по улице Маяковского, далее выйти на улицу Некрасова, которую будет пересекать Литейный проспект, там легко найти интересующий нас дом № 39.
Вас ждёт невысокий нарядный особняк, фасад которого решён в формах неоренессанса. Парадный подъезд украшен 4-мя прямоугольными столбами с фигурами кариатид, поддерживающими балкон с ажурной решёткой.
Двухэтажный дом был построен в 1841-1844 годах архитектором Г. А. Боссе для отставного штаб-ротмистра Ивана Васильевича Пашкова. Здание представляет собой внушительный образец неоренессанса с «греческим портиком» и фигурами кариатид. Под верхним карнизом в неглубоких нишах помещены львиные головы.
Скульптуры установлены на пилонах, перед входом, они поддерживают балкон 2-го этажа. Здание знаменито ещё и тем, что именно про него писал классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов в «Размышлениях у парадного подъезда». В ту эпоху тут размещался Департамент уделов.
На этом завершаем наше путешествие. Отсюда можно дойти до ближайшей станции метро «Чернышевская» за 13-15 минут, а оттуда уехать, куда угодно в городе. Если вам понравилось с нами прогуливаться, предлагаем ещё массу маршрутов-прогулок по Санкт-Петербургу. И на закуску: бонус…
Видео:Атланты Зимнего Дворца.Скачать
Бонус: Екатерининский дворец
История про атлантов Санкт-Петербурга будет неполной, если вы не посетите в городе Пушкине Екатерининский дворец, который считают негласным лидером по количеству мужских скульптур, размещённых на фасаде здания.
На фасаде дворца можно увидеть множество фигур атлантов, а также кариатид, львиных масок и других лепных украшений. Первый этаж декорирован фигурами атлантов. Окна 2-го этажа украшены кариатидами, которые ярчайше подчёркивают парадность и пышность барочных форм.
Видео:Дворцовая площадь в ПетербургеСкачать
«Атланты построили Петербург»: Как альтернативщики перепридумали историю города И почему сказ о великанах в Исаакии стал таким популярным
Мы топчемся на Дворцовой площади. «Первый этаж — для великанов, там потолки шесть метров, а последний, четыре метра, уже для людей», — рассказывает экскурсовод С., показывая на Эрмитаж. Экскурсантов пятеро, все, кроме меня, москвичи: двое мужчин и две женщины лет тридцати. «Изначально это был город атлантов, который 550 лет назад ушел под воду, — развивает С. свою мысль. — Петр I — сам потомок великанов, с его-то ростом. После катастрофы малого ледникового периода все великаны, которые были, они мутировали, потому что гравитация изменилась. Произошло измельчание». Гид обводит взглядом Зимний, Штаб Гвардейского корпуса, арку Главного Штаба и добавляет: «Для людей такое строить не могли».
Альтернативная история Петербурга появилась, вероятно, в начале 2010-х — а во второй половине десятилетия стала популярной. У роликов на ютьюбе , авторы которых рассказывают, что город создали не в 1703 году, а гораздо раньше, — сотни тысяч просмотров. Разбираемся, как так вышло.
The Village не дает ссылки на статьи и видеоролики с альтернативной историей Петербурга. При желании читатель может найти их самостоятельно
Видео:Дворцовая площадь. Эрмитаж. Атланты.Скачать
«Атлант расправил плечи»
Великаны были в два раза выше обычных людей. Жили в Атлантиде (или в воевавшей с ней Гиперборее, или в Тартарии — сведения разнятся). Столица ее находилась на территории современного Петербурга. Тогда же построили Исаакиевский собор, Александровскую колонну (оба сооружения снабжали древний город электричеством), одели Неву в гранит и возвели квартиры с пятиметровыми потолками. Затем был потоп, а к 1703 году — когда вода спала — Петр I (которого подменили в юном возрасте) пришел и откопал наследие атлантов.
И почему раньше Исаакий воспринимался как само собой разумеющееся, а не как Храм цивилизации Великанов? Так всегда бывает, когда привыкаешь. Привыкнуть можно к любому чуду*…
*Из книги, посвященной альтернативной истории Петербурга
Звучит как зачин фэнтезийного романа, но, на самом деле, это сюжет роликов на ютьюбе, посвященных альтернативной истории Петербурга. Впрочем, великаны фигурируют далеко не во всех теориях. Альтернативщики всецело сходятся только в невозможности появления города на Неве в начале XVIII века. Их аргументы: вес и вид колонн, обилие гранита, «подземные» этажи домов, старые гравюры и карты.
Софья Лурье
Это какой-то новый вид теории мирового заговора: в поколении моих родителей были люди, искавшие Шамбалу, потом все увлеклись поисками засекреченных НЛО, теперь родился этот красивый миф об истинном золотом веке. Подоплека, как я поняла, в том, что эти самые великаны знали рецепт добычи альтернативной бесплатной энергии, которую и скрывают от народа «так называемые историки».
Надо сказать, что хорошо проработанная альтернативная история — обаятельная вещь: чем больше погружаешься во вселенную атлантов, которые жили в квартирах с пятиметровыми потолками, играли в петанк гранитными шарами, умели добывать электричество из воздуха и для его переработки построили ТЭЦ, известную нам как Исаакиевский собор, тем больше хочется в это верить. Надеюсь увидеть если не блокбастер, то хотя бы комикс о жизни и трагической гибели наших предков-великанов на невских берегах.
Видео:Встречаю Марину на фоне АтлантовСкачать
Кто водит альтернативные экскурсии по Петербургу
Экскурсовода С. я нашла, изрядно измучив поисковик: за один клик на альтернативные туры не выйти. Мы встречаемся у Исаакиевского собора — главного доказательства атлантической версии происхождения Петербурга («Зачем такие огромные двери для обычных людей? а вот эти большие ступени?»). Гиду на вид лет 50, голос — зычный, немного хриплый. Говорит много, как будто отрепетированно, использует словечки типа «насрать» и «хреномундия».
Московские гости опаздывают почти на час, С. курит и от нечего делать рассказывает свою историю. Потомок блокадников (отец родился в 1943-м в Ленинграде), окончила кафедру этнографии ЛГУ, затем получила еще два высших образования. С 1986 года водила группы интуристов. Разочаровалась в профессии. Какое-то время таксовала. Во второй половине 2010-х попала на экскурсию «Магический Петербург» — и поняла, что на историю города можно посмотреть другими глазами. Написала (но не издала) две книги про Атлантиду и Гиперборею. Хвастается интервью на «Рен-ТВ».
На экскурсии, по ее словам, приходит до 57 человек. Но это не основной заработок — С. возглавляет один из институтов в Петербурге. Считает, что прилагательное «альтернативная» нужно убрать: история как история. Говорит, что у большинства популяризаторов нет исторического образования: например, один из ее соратников — в прошлом артист балета, который набрал вес и ушел из профессии.
Экскурсия С. стоит от 500 рублей («но лучше 600 или 700»). Другой тур с альтернативной историей, который я смогла найти, — дороже: 5500 рублей для группы до четырех человек (зато на автомобиле). На визитке экскурсовода написано «Crazy Гид». В рекламном анонсе — фотография интеллигентного вида мужчины в очках, который позирует рядом с большой каменной головой в усадьбе Сергиевка. Происхождение головы неизвестно; это очередной любимый артефакт альтернативщиков.
Еще один относительно известный местный альтернативщик — Игорь Гусев (не путать с латвийским историком). Но большинство популяризаторов не живут в Петербурге.
Видео:Я в Санкт Петербург, Атланты, Дворцовая площадь, Исаакиевский собор, Эрмитаж, Зимний дворец - VlogСкачать
Атлант на дворцовой площади
Некоторые делают это просто так, другим нужно что-то потереть или погладить, третьим дать на лапу, кинуть монетку, четвертым налить водки… В общем, без подробной инструкции не обойтись.
И начнем, пожалуй, с центра города — с окрестностей Дворцовой площади.
Помните. у Александра Городницкого:
«. Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках».
Атланты, вошедшие в песни о городе на Неве, — один из символов Петербурга. Портик Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы украшен десятью гигантскими фигурами. Их создатель — скульптор А.И. Теребенев, под руководством которого в 1844-1849 годах работало более 150 каменотесов. Тесали в течение трёх лет, окончательную отделку фигур производил сам скульптор. Первоначально планировалось выполнить атлантов из красного гранита, но это нарушало цветовую целостность всего здания. Поэтому специальная комиссия решила делать атлантов их серого сердобольского камня.
Существует легенда, что во время Великой отечественной войны в непосредственной близости от атлантов прогремел взрыв. И по счастливой случайности они не пострадали. Осколком был поврежден только ноготь одного из гигантов в середине портика. Узнать этот ноготь не сложно, он специально не был отреставрирован. Существует поверье: того, кто ноготь потрет, не возьмет ни вражеская пуля, ни снаряд.
Говорят, что примета и правда работает. Утверждают, что именно большой палец левой ноги второго атланта от Марсова поля обладает удивительной силой, необходимо подержаться за него и поведать ему свои желания. Сейчас-то и второй ноготь атланта почти стерт.
Существует еще и современная примета для молодоженов. Нужно взяться за большие пальцы Атлантов и за руки. В этом случае счастливая жизнь и крыша над головой обеспечены. Кроме того, для молодоженов очень важно не напутать, за какой именно палец нужно подержаться: за левый подержишься — будет девочка, за правый — мальчик. Либо просто подержаться за пальцы Атлантов, чтобы дети родились красивыми. Кстати, встретить свадебный кортеж у атлантов тоже считается удачей!
А встретить там Рю и Ми.
Додумывайте сами!
Есть ещё одно знаковое петербургское место. Зимняя канавка. Смеем заверить, что к снежному времени года, название совершенно не имеет никакого отношения. Да и «канавкой»-то назван вполне приличных размеров канал, который соединяет в этом месте речку Мойку и величавую Неву.
Предостережем туристов-автомобилистов, любящих прокатиться «с ветерком». Не надо ни в коем случае перенимать наши сомнительные питерские привычки. Если вам кто-то подскажет, что особенно в пору белых ночей замечательно промчать по Дворцовой набережной, не поддавайтесь соблазну! Виды тут открываются потрясающие, а быстрая езда над мостиками создает секундное ощущение полёта. Есть даже выражение, понятное нам, питерцами, — попрыгать на мостиках на Дворцовой набережной. Дело в том, что при проезде именно над Эрмитажным мостом (самым дальним на фото) машину несколько заносит (из-за сужения или какой-то иной особенности дорожного покрытия). Не зная такой вот «заковырки», легко получить «свидание» автомобиля со зданием Эрмитажа.
Кстати, канал этот появился не естественным природным путем, как многие водные артерии в Санкт-Петербурге, а был искусственно прорыт в 1718 году у Зимнего дворца Государя Петра I. Отсюда и название. Отметим, что уже через два года с одной стороны подпорная стена у Первого Зимнего дворца Петра Великого была оформлена в камне. То есть мы с вами можем считать это место за одну из первых городских каменных набережных.
В самом начале канал именовался как «Старый Дворцовый». Но в обиходе горожане говорили «Зимнедворцовый». Правда, и это название упростилось в 1755 году до краткого «Зимнего». А вот слово «канавка» прибавляется к его имени в документах лишь в 1801 году.
Сразу по сооружению канала над ним было возведено 2 моста из дерева, которые имели подъемные механизмы с рычагами и зубчатыми передачами. Сегодня их каменные «наследники», ставшие уже не разводными, называются Эрмитажный и 1-ый Зимний.
Переход над Зимней канавкой, возводимый между двумя дворцовыми зданиями, был готов к 1837 году. Недоброжелатели его создателя — архитектора Кваренги — тут же распространили сплетни о непрочности постройки. Мол, она может в любое время попросту рухнуть. А ведь ходить то здесь намеревались не кто-нибудь, а сами царственные особы! Чтобы отстоять честь архитектора (да и на всякий случай для проверки) императрица Екатерина повелела провести в этой галерее «пир на весь мир», куда пригласила множество высокопоставленных гостей. Те из-за боязни ослушаться своенравную государыню явились. И арочный мост-галерея, несмотря на все наветы, с успехом выдержал шум-гам.
Кстати, до сих пор ходят споры насчёт истинного авторства Эрмитажного перехода. Теперь историки приписывают его скорее всего Ю. Фельтону.
Что же касается рассказанной истории, то это всего-навсего городской анекдот. Но именно подобные байки расцвечивают и оживляют для нас с вами сухие исторические страницы.
И раз уж речь пошла о легендах, имеет свою и горбатый Эрмитажный мостик над Зимней канавкой. Если вы слушали оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама», то, разумеется, знакомы с её либретто. В него Пётр Ильич внёс свои правки, не довольствуясь лишь пушкинским произведением. В какой-то из газет времён 1868 года композитору попалась на глаза заметка о произошедшей в Петербурге трагедии. Сообщалось, что некая Юлия Перова из-за несчастной любви учинила над собой убийство именно у Эрмитажного моста Зимней канавки. Маэстро проникся произошедшим и спустя годы, при создании в 1890 году своего гениального произведения, попросил автора либретто (своего брата Модеста) включить в сюжет сей факт, только соотнести его с судьбою Лизы. Так, в финале оперы пушкинская героиня после побега помешавшегося на картах Германа бросается в тёмные воды с Эрмитажного моста. С тех пор те, кто слушал оперу, а вслед за ними и прочие горожане, стали звать этот мост «Лизиным».
Хорошие снимки вам обеспечены здесь в любую погоду и в любое время года. Даже в такой тоскливый серый день, как сегодня. Кстати, Рюрик требует Оскара за роль бедного одинокого щенка…
Отрабатываем выдержку на Дворцовке. А вокруг-то, вокруг — люди, кони, автомобили. Не обошлось и без курьеза. Только свыклись с посторонними шумами, как откуда ни возьмись две левретки в курсинговых футболках. Лают, аж на мыло исходятся, на наших хвостиков. Рю и Ми невозмутимы.
Оказывается, левретки регулярно тренируются вокруг Александрийского столпа. Бегают за хозяином. Хозяин на велосипеде. На багажнике ловко пристроена переноска. Только при нас они так два круга нарезали. Туристы и полиция улыбаются!
Каждый такой выход в люди для нас не только серия фото на память, не только прогулка (не путать с туалетом). Это еще и тренировка. Не спортивная прокачка, как у левреток. А тренировка умения себя вести в обществе. Мы никогда не ставили перед собой и перед своими хвостиками конкретных целей (как то — 5, 10, 15 минут сидеть смирно на выдержке). В обычной жизни мы не пользуемся командами и нормативами, все обучение происходит само собой, попутно, играючи.
Люди, кони, левретки, звуки, запахи — все ново, все интересно, но . Хаос! Хвостики напряжены, думают. Выход в свет для них еще и ментальная нагрузка. И. лишняя завязка на хозяев. Ведь именно мы, знакомые, пахнущие домом, вкусняшкой, любимые и любящие хозяева становимся для них проводниками в новый интересный многообразный внешний мир. Мы выводим их за рамки привычного будничного существования. Выбирая все новые и новые маршруты, невольно заставляем Рю и Ми ориентироваться на нас, сверяться с нами и следить за нами.
Именно на таких прогулках, мы в этом уверены, происходит становление собаки как личности, она приобретает те качества и навыки, ради которых люди и заводят собак, отдавая им предпочтение перед кошками или аквариумными рыбками.
Тут главное не переборщить, друзья! Впрочем, как и везде! С одной стороны, наши хвостики ценят раз и навсегда заведенные ритуалы (вздремнуть после завтрака и перед прогулкой, кусочек кураги натощак, вечерние обнимашки с хозяевами). Это свято! Это делает их жизнь стабильной, придает уверенность и спокойствие. Ритуалы — гарант их мира! Особенно для однозадачного Майкуши. Но время от времени, не нарушая тех самых ритуалов, в промежутках, очень рекомендуем вырывать питомцев из привычного мирка, выводить в люди, знакомить с чем-то новым.
📽️ Видео
Трогаю Атланта за ногу санкт-петербургеСкачать
О Дворцовой площадиСкачать
Санкт-Петербург: Дворцовая площадь, Атланты, Нева и Петропавловская крепостьСкачать
Санкт Петербург #Атланты, #Дворцовая площадь, #Исаакиевский собор #питер2021Скачать
К Атлантам. Дворцовая площадь. Глинтвейн есть! 25.03.22Скачать
Инопланетные технологии. Атланты под микроскопом. Ядерный след в СПб.Скачать