- ПОИСК АРЕНДАТОРОВ В ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР
- Статьи
- Все о поиске арендаторов в торговый центр
- Как арендаторам в торговых центрах защитить свои права
- Как защитить права
- Что проверить в договоре
- Описание помещения
- Размер арендной платы
- Частота повышения арендной платы
- Время первой арендной платы
- Срок аренды
- Преимущественное право аренды на новый срок
- Основания для выселения
- Ответственность за ремонт
- Компенсация за ремонт
- Возврат депозита
- Согласование рекламы
- Запрет на смену деятельности
- Штрафы
- Правила внутреннего распорядка
- Как принять помещение
- Новым ИП — год Эльбы в подарок
- Как исполнять договор, чтобы не было проблем
- «Платить аренду в пустоту никто не станет»: как собственники коммерческой недвижимости борются с кризисом
- Короли российской недвижимости — 2020. Рейтинг Forbes
- 💡 Видео
Видео:Аренда Помещения в Торговом Центре [плюсы и минусы]Скачать
ПОИСК АРЕНДАТОРОВ В ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР
Статьи
Видео:Вместо сгоревших павильонов в ТЦ «Порт» арендаторам предоставят торговые площади. БесплатноСкачать
Все о поиске арендаторов в торговый центр
В данной статье мы рассмотрим основные практические моменты подбора арендаторов в торговый центр, а также ошибки, которые чаще всего допускают собственники.
Начнем с трех самых часто задаваемых вопросов, которые волнуют собственников:
1. За сколько месяцев до открытия необходимо начинать побор арендаторов в ТЦ?
Для большинства торговых центров уместно начинать подбор арендаторов за 6-9 месяцев до запуска объекта, но многое зависит от площади и формата торгового центра. Так большинство крупных объектов начинают поиск арендаторов ещё до начала строительства на этапе предброкериджа, чтобы четко понимать, что к торговому центру гарантированно будет проявлен интерес. Также нужно принимать во внимание, что такие арендаторы, как кинотеатр, боулинг, парк развлечений заказывают оборудование за рубежом и достаточно долго готовят помещение к открытию. Таких арендаторов следует искать в первую очередь.
2. Как искать арендаторов в торговый центр (ТЦ)?
В первую очередь арендаторов нужно искать в соответствии с ранее разработанной концепцией торгового центра, в которой указано, какие категории арендаторов должны быть в торговом центре, кто из них будет якорями, на каких этажах они будут размещаться и какие площади будут занимать. Имея концепцию необходимо преступать к прямым переговорам с потенциальными арендаторами путем выхода на отделы развития управляющих или собственников бизнеса. Часть арендаторов должна быть привлечена с помощью рекламы, размещенной на специализированных площадках.
3. Как привлечь крупных якорных арендаторов?
Чтобы привлечь сильных якорных арендаторов с известным именем нужно, чтобы здание было построено в хорошем месте и было достаточно большим по площади, остальное зависит от грамотной подачи информации об объекте: правильно подготовленной презентации, указывающей на действительно важные для потенциального арендатора моменты. В данном вопросе нужно четко понимать, что у каждого арендатора свои требования, свои приоритеты, важно обозначить те преимущества, которые важны именно данному арендатору.
А теперь обозначим три самых распространенных ошибки собственников торговых центров, допускаемых при поиске арендаторов.
1. Не соблюдение концепции
Отклонение от концепции или заполнение ТЦ без концепции приводит к тому, что ТЦ заполняется слабыми арендаторами, расположенными абсолютно беспорядочно, а это напрямую влияет на качество торгового центра, уровень продаж магазинов и посещаемость ТЦ. Все торговые центры не имеющие концепцию рано или поздно сталкиваются со снижением посещаемости, падением арендных ставок и оттоком арендаторов.
2. Открытие объекта в полузаполненном состоянии
Когда у собственников возникают сложности с заполнением объекта, они часто принимают решение об открытии объекта в полузаполненном состоянии. Это очень серьезная ошибка, которая может убить объект на начальном стадии, так как у посетивших его людей формируется отрицательное впечатление из-за того, что мало арендаторов мало выбора, невозможно найти товар, который бы хотелось приобрести, в итоге многие больше не захотят посещать данный объект и предпочтут поехать или пойти в другой торговый центр, которых в настоящее время много в любом городе. В итоге вместо того чтобы стремительно наращивать посещаемость в первые месяцы после открытия, происходит обратная тенденция, арендаторы начинают съезжать и эксплуатация объекта становится не рентабельной.
3. Привлечение слишком большого числа мелких арендаторов (индивидуальных предпринимателей, малых фирм).
Мелкие арендаторы обязательно должны быть в любом торговом центре одна их должно быть совсем не много, большую часть арендаторов должны составлять сетевые игроки или франчайзи известных компаний. Большое количество мелких арендаторов при отсутствии якорей превращает торговый центр в крытый рынок, где нет сильных арендаторов, нет требований к оформлению витрин, продается товар низкого качества. Мы рекомендуем размещать мелких арендаторов на площади порядка 5% от общей площади здания.
Далее рассмотрим основные причины, по которым собственнику целесообразно привлечь специализированную компанию для проведения брокериджа торгового центра.
1. Опыт
Профессиональный брокер на рынке коммерческой недвижимости обладает большим опытом и знает, с какими арендаторами нужно вести диалог и как это нужно делать. Как показывает практика, это позволяет увеличить доходность торговых площадей минимум на 7% за счет более высоких ставок, которые способен выторговать хорошо знающий рынок брокер.
2. Скорость
Пользуясь услугами профессиональных брокеров на рынке коммерческой недвижимости, любой торговый центр будет заполнен арендаторами намного быстрее. Допустим, вознаграждение брокерской компании равняется 50% от месячной арендной платы по каждому привлеченному арендатору. А это значит, что компания должна привлечь арендаторов на 15 дней быстрее, чем это сделает собственник самостоятельно, чтобы окупить вознаграждение. Очевидно, что на практике, в ситуации, когда собственник ищет арендаторов сам, это происходит намного дольше, чем 15 дней.
3. Большая база
Собственник не обладает и не может обладать полной базой потенциальных арендаторов, а значит, гарантированно упускает возможности по привлечению арендаторов. База любой профессиональной компании состоит более чем из 1000 потенциальных арендаторов, для собственника формирование такой базы данных потребует значительного времени и займет месяца, а большинство выставленных на продажу баз данных очень низкого качества.
Мы перечислили лишь три основных причины, почему необходимо привлекать профессионалов для поиска арендаторов, на самом деле их гораздо больше. Если Вас заинтересовали услуги по поиску арендаторов для вашего торгового центра, Вы можете связаться с нами, также более подробную информацию можно получить в разделе брокеридж.
Видео:ТОП 5 "важных дел" арендатора при открытии в ТЦ| Аренда помещений в торговых центрахСкачать
Как арендаторам в торговых центрах защитить свои права
Предприниматель решает снять площадь в торговом центре. Заполняет заявку на аренду и связывается с менеджером. В ответ получает проект договора с кипой приложений — с бесконечными ссылками между пунктами и непонятными формулировками. Подписывает бумаги не глядя — и создаёт себе проблемы. Арендодатель внезапно поднимает арендную плату, выписывает штрафы, отказывается от компенсации за ремонт. Спорить с ним бесполезно: предприниматель сам согласился с условиями договора.
Даже если место в торговом центре привлекательное, советуем изучить договор, найти невыгодные пункты и поговорить о них с арендодателям. В статье расскажем, какими правами вы обладаете и на что обратить внимание в договоре.
Видео:Аренда площадей в торговом центре на короткий срокСкачать
Как защитить права
Главная проблема договоров аренды — они типовые. Юристы позаботились о торговом центре и прописали минимальную ответственность и максимальные права. Арендодатели пользуются шаблоном и не желают его менять. Договориться об изменении условий в свою пользу непросто, но попробовать стоит.
Каждый предприниматель вправе предлагать свои условия договора — ч. 4 ст. 421 ГК РФ. Найдите неудобные для вас пункты и обсудите с представителями арендодателя, возможно ли их изменить. Не «качайте права», чтобы не создавать о себе плохое впечатление. Действуйте вежливо и спрашивайте только о критичных условиях.
Если уже подписали договор, обсудите его условия при перезаключении на новый срок.
Видео:Поиск арендаторов в Торговый центрСкачать
Что проверить в договоре
Описание помещения
В договоре аренды записывают сведения о помещении: адрес, этаж, площадь, номер. Островок в зале конкретизируют в экспликации — копии плана этажа с очерченными границами места. Если нет описания помещения, считается, что стороны не договорились — ч. 3 ст. 607 ГК РФ. Поэтому вас в любой момент попросят съехать, и у вас не будет права оставаться в помещении.
Проверьте, что в договоре прописаны сведения именно о том помещении, в которое вы хотите въехать. Маловероятно, что арендодатель решил подсунуть вам менее привлекательное помещение — но бывает и такое. Или сотрудник ошибся и скопировал неподходящую информацию.
Размер арендной платы
Предпринимателю важно знать, сколько он заплатит в итоге. Проверьте, входят ли в арендную плату:
— плата за уборку,
— рекламу на фасаде.
Частота повышения арендной платы
Арендодатель вправе повышать арендную плату не чаще раза в год — ч. 3 ст. 614 ГК РФ. Если условия в договоре хуже, они незаконны. Предложите арендодателю избавиться от этого пункта.
Время первой арендной платы
Предприниматели тратят первые 1-3 месяца на ремонт помещения. Доходов они пока что не получают и тратят свои сбережения или работают в кредит. Некоторые торговые центры идут на встречу и снижают арендную плату до начала реальной работы — порой даже до нуля. Узнайте, есть ли у вас поблажки.
Если собственники торгового центра берут плату сразу, убедитесь, что первый платёж будет только после подписания акта.
Срок аренды
Договор аренды заключают на срок меньше года, больше года или бессрочно.
Договор аренды на срок больше года регистрируют в Росреестре — ст. 651 ГК РФ. Чтобы не тратить деньги на госпошлину, обычно выбирают срок в 11 месяцев и меньше.
Опасность: каждый год вы будете оформлять новый договор. В нём арендатор может законно увеличить стоимость аренды. Будьте готовы к увеличению расходов или переезду в новое помещение.
Преимущественное право аренды на новый срок
Преимущественное право аренды работает так. Предприниматель заключил договор на 11 месяцев — и они прошли. Арендодатель решает, кому сдать помещение. Сначала предлагает предпринимателю, если тот ничего не нарушал. Новых арендаторов он ищет только в случае отказа.
Посмотрите последние разделы договора. Если о преимущественном праве ничего не сказано, значит, вы им обладаете по ст. 621 ГК РФ. Если право исключили, вы можете остаться без помещения, когда срок аренды закончится.
Основания для выселения
Арендодатель вправе расторгнуть договор, если арендатор ухудшает помещение или более двух раз подряд просрочил арендную плату. Эта норма прописана ст. 619 ГК РФ. В договор включают дополнительные основания для выселения, например, неоднократное нарушение Правил внутреннего распорядка торгового центра.
Обычно в договор включают условие, что арендодатель вправе выгнать арендатора в одностороннем порядке. Попробуйте исключить этот пункт, чтобы собственникам торгового центра пришлось идти в суд. По крайней мере, пропишите, сколько у вас будет дней после уведомления, чтобы найти новое место.
Ответственность за ремонт
Выясните, кто по договору обязан проводить капитальный и мелкий ремонт помещения. По умолчанию капитальный возложен на арендодателя, мелкий — на арендатора — ст. 616 ГК РФ. Крупные торговые центры часто берут на себя и мелкий ремонт тоже. Если в договоре об этом ничего не сказано, чините люстры, окна и дверные замки за свой счёт.
Компенсация за ремонт
Всё, что при вас появилось в помещении, называется улучшениями. Отделимые улучшения, например, рулонная штора на окне, принадлежат арендатору. Неотделимые, например, обои и ламинат — арендодателю. Узнайте, компенсируют ли вам расходы на ремонт. Если да, сохраняйте все чеки об оплате и договоры с подрячиками.
Бывает, что ремонт помещения арендодатель засчитывает в счёт оплаты первых месяцев. Если это ваш случай, проверьте, что соответствующий пункт есть в договоре.
Возврат депозита
Депозит гарантирует арендодателю, что он получит оплату за аренду и штрафы. Включите в договор условие: если досрочно съедете по вашей инициативе, вам вернут депозит. Пропишите конкретный срок возврата — в этом случае будет проще отсудить сумму с процентами за задержку.
Согласование рекламы
Крупные торговые центры вырабатывают собственную рекламную стратегию. Арендаторов заставляют участвовать в акциях и предоставлять скидки покупателям за свой счёт. Также администрация просит согласовывать все активности в офлайне, чтобы они вписывались в общую концепцию.
Запрет на смену деятельности
Собственники торговых центров заботятся о покупательских потоках. Для них бывает важно, в каком месте и какой магазин расположен. Покупателям будет неудобно, если посреди ювелирных бутиков откроется лавка с товарами с Алиэкспресса. Возможно, за вращением спиннера они забудут, что пришли купить кольцо за 50 000 ₽.
Порой договор запрещает арендаторам менять направление деятельности или товарный профиль. К запрету прилагают условие о досрочном расторжении договора в связи с нарушением. Узнайте о нём заранее, чтобы не пришлось внезапно переезжать. А если экспериментируете с разными видами деятельности, выберите другой торговый центр.
Штрафы
Арендодатели просят арендаторов обеспечивать комфорт для покупателей: вовремя открывать магазин, принимать безналичную оплату, применять кассу и т.д. За нарушения штрафуют: обычно за каждое прописывают определённую сумму.
Правила внутреннего распорядка
Все приложения к договору обязательны для вас и вашего персонала. Обычно большой список требований собран в Правилах внутреннего распорядка торгового центра. Он описывает, как торговать, где разгружать товар, как оформить витрину.
Видео:Как Сдать Торговые площади?Скачать
Как принять помещение
Помещение передают по акту. Попробуйте найти недостатки и только потом подписывайте документ. Проверьте:
- в том ли состоянии помещение, как обещал менеджер;
- работают ли розетки, окна, лампы;
- убрал ли предыдущий арендатор стенды и вывески.
Если нашли недостатки, укажите в акте, что арендодатель должен устранить и в какой срок. Арендатор обязан это сделать по ч. 1 ст. 612 ГК РФ. Если просто подпишите акт, чинить и демонтировать будете на свои деньги.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Видео:2. Аренда площади в торговом центреСкачать
Как исполнять договор, чтобы не было проблем
Знайте договор и исполняйте его условия, чтобы вас не оштрафовали и не выселили.
Соблюдайте все формальности. Если нужно предупредить администрацию о времени закрытия торговой точки для учёта, предупредите. Если обязаны подать письменную заявку на ввоз торгового оборудования в ночное время, подайте.
Сотрудники тоже должны соблюдать договор. Введите в должностные инструкции продавцов, грузчиков и мастеров пункт о соблюдении Правил внутреннего распорядка торгового центра — и ознакомьте с ними под подпись.
Статья актуальна на 28.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Видео:Инвестиции в недвижимость: купить квартиру под сдачу или коммерческое помещение? Считаем выгоду!Скачать
«Платить аренду в пустоту никто не станет»: как собственники коммерческой недвижимости борются с кризисом
«Обращаемся к вам в связи с катастрофической ситуацией, сложившейся в нашем секторе [из-за ситуации в экономике, вызванной пандемией коронавируса]», — так начинается открытое письмо, с которым 2 апреля (еще до обращения Владимира Путина, в котором он сообщил о продлении выходных в России до 30 апреля) отраслевая организация собственников недвижимости — Российский союз торговых центров (РСТЦ) — обратилась к министру экономики Максиму Решетникову и министру промышленности и торговли Денису Мантурову.
В РСТЦ входят такие крупные владельцы торговой недвижимости, как IKEA или «Энка ТЦ». Всего обращение подписали собственники более 55 российских ТЦ. Отраслевой союз сообщил министрам, что с 28 марта более чем в 2000 торговых центров по всей территории страны на 80% площадей коммерческая деятельность приостановлена, а часть ТЦ уже «закрыта полностью».
Большая часть объектов строилась на заемные средства — объем задолженности превышает 2 трлн рублей
Авторы письма напомнили, что большая часть объектов строилась на заемные средства — совокупный объем задолженности превышает 2 трлн рублей — и сложившееся положение грозит массовыми дефолтами и кризисом в банковской сфере. У министерств РСТЦ попросил включить собственников коммерческой недвижимости в перечень участников потребительского рынка, наиболее пострадавших от COVID-19, субсидировать 2/3 процентной ставки, отменить налоги, кроме НДС, а его снизить до 18%. Кроме того, представителям отрасли нужна отсрочка по коммунальным платежам, мораторий на проверки и отмена арендной платы за землю, на которой стоят ТЦ, перечислили авторы послания.
Обращение владельцев торговых центров могло быть реакцией на принятый 31 марта Госдумой закон, согласно которому арендодатель будет обязан в течение 30 дней после получения просьбы арендатора заключить с ним дополнительное соглашение об отсрочке арендных платежей. Условия и сроки отсрочки определяет на арендодатель, а правительство России. Также арендатор получил право потребовать снижения арендной платы, если из-за введенных в связи с пандемией ограничительных мер не может использовать свое имущество.
«Договорились, что начисление аренды будет возобновлено после снятия карантина»
Как выяснил Forbes, и без законодательной активности депутатов арендодатели и арендаторы вели и ведут активные переговоры друг с другом. «В конце марта, когда всем стало понятно, что карантину быть, многие арендаторы, которые вынуждены были закрыться, попросили обнулить аренду до его окончания, — рассказывает Антон Белых, генеральный директор компании DNA Realty, которая занимается брокериджем на рынке торговых центров. — Например, Realty for Sale (оператор коммерческой недвижимости, преимущественно в формате стрит-ретейл. — Forbes) заявил, что отменил аренду 95% арендаторов. Другие наши заказчики тоже обнулили аренду тем операторам, которые закрылись, но договорились о том, что ее начисление будет возобновлено после снятия карантина и открытия города».
Владельцы многофункциональных центров, в составе которых есть торговые точки, тоже готовы идти навстречу арендаторам. «Ведем переговоры, предоставляем скидки и арендные каникулы операторам ретейла», — ответил на запрос Forbes представитель O1 Properties, которая владеет большим портфолио недвижимости класса А.
«Мы идем на уступки добросовестным арендаторам, непосредственно пострадавшим от введенных ограничений, — говорит генеральный директор центра дизайна Artplay Сергей Десятов. — В рамках внутренних антикризисных мер Artplay планирует усиление онлайн-активности, развитие и продвижение нашего видеоканала Artplay today, адресную поддержку резидентов. Также занимаемся планированием мощной рекламной кампании нашего центра, которая должна стартовать по окончании эпидемии, предположительно осенью 2020 года».
Несколько крупных девелоперов отказались комментировать взаимоотношения с арендаторами, сославшись на то, что ситуация крайне нестабильна и непредсказуема. Другие выражались уклончиво. «Даже в такие тяжелые времена лидеры рынка — офисные резиденты — платят без изменений, — говорит Мария Котова, генеральный директор УК Avica, управляющей бизнес-центром «Романов двор» в центре Москвы. — Инфраструктурные резиденты направили запросы о снижении арендной платы в связи с ограничениями в использовании помещений. В любой ситуации можно найти выход».
«В центре будут большие потери, так как ставки там высокие, а собственники упрямые»
В пресс-службе O1 Properties отметили, что многие объекты «переведены на режим «выходного дня» — на рабочих местах остается минимальное количество сотрудников, которые отвечают за поддержание и контроль систем жизнеобеспечения зданий». Мария Котова из УК Avica рассказала, что здания «Романова двора» работают «в режиме пандемического протокола», то есть с усиленными мерами безопасности, при этом команда управляющей компании благодаря технологическим решениям перешла на дистанционную работу.
«Есть собственники, которые настаивают на выплате полной аренды, доказывая, что это не форс-мажор, а обычные предпринимательские риски, — рассказывает Антон Белых из DNA Realty. — Думаю, им будет тяжело в будущем найти новых арендаторов, так как платить аренду в пустоту никто не станет». По словам эксперта, в стрит-ретейле в центре — на Тверской улице, Кутузовском проспекте и других главных торговых и офисных артериях — «будут большие потери, до 50%, так как ставки там очень высокие, а собственники очень упрямые и уверенные в ликвидности своих помещений». «В спальных районах потери будут ниже, так как там гуманнее ставки и адекватнее арендодатели, думаю, процентов 20 с восстановлением до 10% к концу года», — прогнозирует Белых.
На вопрос о том, какая помощь больше всего требуется от государства, опрошенные Forbes участники рынка упомянули отсрочку, снижение или даже временную отмену налогов на имущество и землю, мораторий на проверки, субсидирование процентных ставок по кредитам и кредитные каникулы.
Видео:Эффективное управление торговым центром - как изучить “пути клиента” и привлечь посетителейСкачать
Короли российской недвижимости — 2020. Рейтинг Forbes
Короли российской недвижимости — 2020. Рейтинг Forbes
💡 Видео
5 ЛАЙФХАКОВ | Как быстро сдать коммерческую недвижимость в аренду.Скачать
Покупка коммерческой недвижимости | История из жизниСкачать
Местные арендаторы: как выстроить работу эффективно?Скачать
Аренда торговых площадейСкачать
ТЦ Авангард - Аренда торговых площадей!Скачать
Аренда торговых площадей в ТЦ, от 88 до 440 м2Скачать
Аренда в торговых центрах. Распределение обязанностей арендатора и арендодателяСкачать
Реконцепция Торгового Центра. Что это такое и из чего состоит?Скачать
Аренда торговой площади в ТРЦ МосквыСкачать
О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С АРЕНДОДАТЕЛЕМСкачать
Аренда помещений в торговых центрах. Как выбрать ТЦ Москвы. Ценовой сегмент ТЦСкачать