- Памятник Пушкину А.С.
- Описание
- Лучшие портреты и памятники Пушкину. Часть 3.
- Памятник Аникушина
- 1.Введение.
- 2. Памятник Пушкину Аникушина.
- 2.1. Становление скульптора в 1930-ых.
- 2.2. Начало «пушкинианы» до создания памятника.
- 2.3. Создание памятника на площади Искусств в Ленинграде.
- Послесловие.
- Памятник А.С. Пушкину на Площади Искусств
- Работа над монументом и его открытие
- Особенности памятника
- Похожие записи
- 📹 Видео
Видео:Аникушин. Пушкин на Площади Искусств.Скачать
Памятник Пушкину А.С.
Видео:Памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге на площади Искусств...Скачать
Описание
Памятник великому русскому поэту и прозаику Александру Сергеевичу Пушкину является центром площади Искусств в центре Санкт-Петербурга.
В середине 20-го века советские авторы – скульптор Михаил Константинович Аникушин и архитектор Василий Александрович Петров выполнили пространственную композицию в традициях эпохи русского классицизма 19-го века. Памятник Пушкину расположен напротив здания Государственного Русского музея, сооруженного в классическом стиле русским архитектором Карлом Ивановичем Росси. По его проекту этого же автора была перестроена площадь Искусств, в центре которой Росси организовал сквер, круглый в плане. В центре сквера и расположен монумент, лицевой стороной повернутый в сторону Невского проспекта в створе Михайловской улицы. При взгляде с Невского проспекта через Михайловскую улицу мы видим памятник Пушкину и за ним здание Русского музея. Это градостроительное решение объединяет в единый ансамбль площадь Искусств и Невский проспект.
В июне 1957 года состоялось торжественное открытие монумента Александру Сергеевичу Пушкину. В 20-м веке в советский период город назывался Ленинградом, это событие было приурочено к празднованию 250-летия основания императором Петром I в 1707 году Санкт-Петербурга.
Скульптура высотой более 4 метров вместе с пьедесталом составляет более 8 метров. Вокруг памятника Пушкину организована клумба, квадратная в плане, вокруг небольшая открытая площадка, благодаря этому памятник расположен на открытом пространстве, что придает ему торжественность. Фигура поэта выполнена в классическом стиле, отличается выразительностью силуэта, пластичностью и небольшим движением вперед, правая рука изящно откинута в сторону, как будто он сейчас начнет читать стихи своим друзьям, голова чуть приподнята и немного повернута в сторону, лицо выразительно и одухотворено, поэт думает о новых замыслах. Он одет в одежду своего времени, лицо имеет точное портретное сходство, эти приемы создают эффект присутствия, как будто он находится среди нас. Бронзовая скульптура и постамент были отлиты на ленинградском заводе Монументскульптура.
Пьедестал высотой около четырех метров был выполнен из красного гранита, добытого в Кар-Лахти под Ленинградом. Квадратный в плане, он установлен на низком широком плинте. Основная часть постамента состоит из двух частей, нижней более широкой и верхней более высокой и менее широкой в плане. На лицевой стороне пьедестала вырезана золоченая надпись «Александру Сергеевичу Пушкину». Высокий постамент, выполненный в четко и гармонично выверенных пропорциях всех его частей, соответствует классическому стилю архитектуры окружающих площадь зданий. Благодаря такой трактовке постамента бронзовая фигура поэта, высоко поднятая над землей, прекрасно держит площадь Искусств и обрамляющую ее архитектуру.
Бронзовая скульптура поэта по праву считается лучшей из всех, созданных русскими мастерами. Памятник Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге является доминантой одной из красивейших площадей Европы.
Решение увековечить в бронзе образ великого русского поэта в Ленинграде было принято в 1936 году Советом народных комиссаров Советского Союза, предполагалось приурочить создание памятника Пушкину к 100-летию со дня его кончины в 1837 году.
В результате Всесоюзного конкурса ни одна из работ не устроила конкурсную комиссию.
Второй Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Пушкину был объявлен в 1947 году. В результате четырех этапов конкурса в 1949 году комиссия утвердила проект скульптора М. К. Аникушина, в этом же году произошла закладка монумента, это событие было приурочено к 150-летию со дня рождения поэта. Работа над скульптурным изображением заняла многие годы. В 1957 году в июне в день 250-летия со дня основания Санкт-Петербурга произошло торжественное открытие Памятника Пушкину на площади Искусств, который и по сей день признается лучшим из памятников, посвященных великому русскому поэту.
Видео:Памятник на площади искусствСкачать
Лучшие портреты и памятники Пушкину. Часть 3.
Видео:Знаменитый памятник А.С. Пушкину на площади Искусств в Санкт- Петербурге...Скачать
Памятник Аникушина
1.Введение.
В сказочные времена застоя, когда массово «нарождалась» новая интеллигенция из недавно еще крестьянских семей, без великосветских замашек и иностранных языков, не очень-то и нужных для созидательной жизни, вселенская скорбь и прочие печали сменились оптимизмом, культом физического здоровья и верой в будущее. Такими настроениями было проникнуто изобразительное искусство.
Действительность была сложнее. Народ, конечно, это понимал тем более, что наверху не было «имитации деятельности» — все делали то, что было нужно стране.
Работали социальные лифты, и, хотя при царях лифты тоже были (вспомним Опекушина), но не хватало массовости… Поэтому не приходится удивляться той поэтической жизнерадостности, которой веет от второго монументального шедевра, в котором увековечена память поэта, — петербургского памятника Пушкина работы Аникушина.
Забудем про политические заявления тех лет о том, что, дескать, поэт в памятнике обращается к декабристам и чуть ли не оду вольности «поет», это пусть решает каждый для себя сам. Не хочется думать о плохом, глядя на этот памятник, и, если уж «очень хочется», лучше вспоминать, как «кот ученый все ходит по цепи кругом» или просто считать слонов до двадцати (мысленно). Но, конечно, гражданский пафос памятника, связанный с Россией, доминирует, возможно, подспудно.
Молодой писатель, историк М.П.Погодин, из разночинцев, так описывает Пушкина, читавшего своего «Бориса Годунова» 13.10.1826:
«…Вместо языка Кокошинского (драматург, любивший высокопарную речь) мы услышали простую, ясную, внятную и вместе с тем пиитическую, увлекательную речь. Первые явления мы выслушали тихо и спокойно или, лучше сказать, в каком-то недоумении. Но чем дальше, тем ощущения усиливались. Сцена летописателя с Григорием просто всех ошеломила… Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слезы, у кого улыбка на губах. То молчание, то взрыв восклицаний. Кончилось чтение. Мы смотрели друг на друга долго и потом бросились к Пушкину. Начались объятия, поднялся шум, раздался смех, полились слезы, поздравления… Пушкин воодушевился, видя такое действие свое на избранную молодежь. Ему было приятно наше внимание. Он начал нам поддавать пару, читать, рассказывать. Не помню, как мы разошлись, как докончили день, как улеглись спать. Да едва ли кто и спал из нас в эту ночь: так был потрясен весь наш организм».
И.Е.Репин, в общем, тоже гений, пытался написать портрет Пушкина. Что стоило ему скопировать предыдущие портреты, разбавив их либо романтическим флером, изобразив поэта записным красавцем, либо наполнить скорбью, опустив вниз уголки губ, нахмурить герою лоб или выкинуть еще какой-либо трюк? Это он мог бы сделать на раз.
Результатом «мозгового штурма» Репина и Айвазовского стала ничем не замечательная картина, вялая и незапоминающаяся, «Прощай, свободная стихия». Самокритичный Репин отозвался о совместной картине так:
«Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».
Судя по всему, Репину нечего было сказать. Зато попал он в точку, изобразив юного Пушкина, декламирующего в лицее свои стихи перед 72-летним Г.Р.Державиным, давшим поэту «путевку в жизнь».
И.Е.Репин. Пушкин на лицейском акте. 1911
Как всегда у Репина, досталось и «попам», и сановникам. Не очень-то и важно, что Пушкина можно узнать разве что по курчавой голове. Картина веселенькая, жизнерадостная.
Главное для нашей заметки – правая рука, которой Пушкин нагоняет на слушателей поэтическое впечатление своим стихотворением «Воспоминания в Царском селе». Не верится, что Репин долго искал позу Пушкина, но он виртуоз рисунка и кисти, ему и не надо долго.
Самый уничижительный отзыв о внешности Пушкина, оставил, очередной западный мифотворец о России поляк С. Моравский, приехавший в Россию в 1827. У него Пушкин «в неряшливом костюме, взъерошенный, со стоптанными каблуками, плешивый, низкого роста, косолапый и волочивший ногу». Что с него взять (с Моравского)?
На самом деле Пушкин был невысокого, но вполне нормального по тем временам роста 166,5 см (тогда люди были ниже – не в смысле «дурнее», а физически). Пушкин был без вредных привычек и занимался, если учесть трость в его руке, почти что скандинавской ходьбой.
П.И.Челищев. Пушкин и граф Д.И.Хвостов. Начало 1830-ых гг. Рисунок с юморком, физическая форма Пушкина дана в сравнении с таковой графа Хвостова (на заднем плане)
Крепкий, сильный, жизнерадостный Пушкин (еще не достали его «по полной») любил физические упражнения, быструю ходьбу, обладал стремительной и легкой походкой, порывистыми движениями и имел обычай гулять по Невскому проспекту.
П.С.Иванов. Панорама Невского проспекта. 1835
Много воспоминаний современников подтверждают хорошую физическую форму поэта. Вот, что написал П.А.Плетнев о Пушкине:
«Он каждое утро отправлялся в какой-нибудь архив, выигрывая прогулку возвращением откуда к позднему своему обеду. Даже летом, с дачи, он ходил пешком… Он был самого крепкого сложения, и к этому способствовала гимнастика, которою он забавлялся иногда с терпеливостью атлета. Как бы долго и скоро он ни шел, он дышал всегда свободно и ровно. Он дорого ценил счастливую организацию тела и приходил в некоторое негодование, когда замечал в ком-нибудь явное невежество в анатомии».
Если для портретов тело не так уж важно, то для памятника в полный рост – это квинтэссенция. Тем более, для советского памятника.
2. Памятник Пушкину Аникушина.
Удивительное озарение посетило и далее систематически продолжало посещать (примерно в течение 20 лет) Аникушина с момента, когда он впервые задумался над образом Пушкина в 1937, до открытия памятника в 1957. Не сбила его с верного прицела даже Великая Отечественная война, когда он ушел на фронт.
Государство вело себя удивительным образом (много лучше, кстати, чем при царском режиме – в данном случае). Выучило скульптора, снабдило его мастерской (у Опекушина, например, были проблемы с академической мастерской – ему отказали в мастерской, так как он не был официально в Академии), выделило деньги (Опекушин делал памятник на собранные народные деньги), терпеливо ждало много лет, когда памятник «дозреет», не торопило скульптора, в лице комиссий провело правильный отбор среди предложенных моделей (не взирая на лица, то есть именитость конкурентов), наконец, наградило скульптора за его работу.
2.1. Становление скульптора в 1930-ых.
Аникушин Михаил Константинович (15 октября 1917, Москва – 18.05.1997, Санкт-Петербург) родился в многодетной семье рабочего-паркетчика. Отец ушел из деревни, потом ушел на гражданскую войну, мать уехала на родину мужа в деревню под Серпуховым, где поэтическая среднерусская природа оставила в мальчике свой след. Телевизора не было, зимой по вечерам читали Пушкина, Лермонтова, Некрасова. В 9 лет в 1926 будущий скульптор переезжает в Москву к отцу. Становится учеником Г.А.Козлова, активного члена скульптурной секции Ассоциации художников революционной России. Это имя мало знакомо, но фактически личный энтузиазм этого человека подарил нам замечательного скульптора. Уже в 1935 Аникушин показывает свои первые скульптурные работы на Второй московской выставке детского творчества.
Аникушин пытается поступить в Академию художеств в Ленинграде, но его не допускают до экзаменов, так как московский Дом художественного воспитания, где Аникушин учился у Козлова, по какой-то причине, не направил на него требующиеся документы. Козлов срочно пишет письмо директору Всероссийской Академии художеств, где просит допустить Аникушина до работы на скульптурном факультете, говоря о том, что будет большой ошибкой не допустить до экзаменов способного уже 5 лет обучающегося скульптуре юношу, уже выставлявшего свои работы на выставках.
По счастью, директором Академии был тогда замечательный художник и педагог Исаак Израилевич Бродский (1884-1939) (учитель художника Лактионова), которому ранее пришлось проявить характер в борьбе с наглыми авангардистами, захватившими административную власть в сфере художественного образования (см. Н.Н.Ростовцев «Очерки по истории методов преподавания рисунка», 1983).
Именно Бродский и на сей раз проявил характер, но теперь — другую его черту – отзывчивость (не случайно Лактионов вспоминал своего учителя с такой теплотой). Аникушина допустили до экзамена.
В 1937 он становится учеником первого курса факультета Всероссийской Академии художеств в классе профессора А.Т.Матвеева (как-нибудь и про него надо написать) и В.А.Синайского.
Кстати, сам Бродский 5 лет учился у Репина в Академии художеств еще до революции. Не удалось-таки авангардистам перерезать ниточку русского реализма, тянущуюся от русского реализма XIX века к социалистическому реализму, который так называли сугубо по политическим соображениям.
Аникушин уже умел многое. Чем плоха его пионерка? Очень даже хороша.
Аникушин. Пионерка с венком. 1839-1939. Чугун, материал непростой
Судя по возрасту, впервые поэзия Пушкина очаровала Аникушина своими сказками, доставшимися поэту от Арины Родионовны.
2.2. Начало «пушкинианы» до создания памятника.
Еще в 10 классе ученик средней художественной школы при Всероссийской Академии художеств Аникушин откликается на Постановление Совета Народных Комиссаров СССР (высший исполнительный и распорядительный орган страны) от декабря 1936, которым объявляется о сооружении памятника Пушкину в Ленинграде. Аникушин делает эскиз. Ясно, что довоенная конкуренция с Шадром, учителем скульптора – Матвеевым и другими не могла закончиться в его пользу. Затем Велика Отечественная война. Ее участник, Аникушин, лепит в 1947 образы советских воинов. Не забывает и Пушкина.
В 1947 Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР объявляет новый конкурс на создание памятника Пушкину. Тут уже надо было конкурировать с такими мэтрами как Н.В.Томский, М.Г.Манизер и другими. В 1949 несмотря на громкие и зарекомендовавшие имена (например, Манизер, еще в 1930-ых годах украсил своими статуями станцию метро «Площадь революции» и т.п.), Ленинградский архитектурный совет не торопится и отклоняет все предложенные модели, найдя в них неустранимые ошибки.
Объявляется второй послевоенный открытый тур конкурса на создание памятника Пушкину. Заразившийся образом поэта Аникушин впервые серьезно включается в конкурс, хотя до экспозиции моделей в Русском музее у него, как и других молодых вновь привлеченных скульпторов, оставалось только три месяца.
Проникался его поэзией. Изучил большое число портретов Пушкина, в том числе прижизненных.
Автограф рукописи романа «Евгений Онегин». 5 глава. Январь 1826. Характерна одежда поэта и особенно длинный сюртук, в который Аникушин облачил Пушкина на памятнике
Видел рисунок Чернецова.
Г.Г.Чернецов. Пушкин (слева) и Жуковский. 1832
Видел картину Кончаловского, изобразившего поэта в момент творческого вдохновенья.
П.П.Кончаловский. Пушкин в Михайловском. Между 1932 и 1951 гг.
Использует натурщика примерно пушкинских пропорций, но ясно, что это для общей «архитектоники», заменить Пушкина он не мог. Десятки рисунков, моделей.
В 1950 исполком Ленгорсовета одобрил проект скульптора Аникушина. Затем проект был одобрен Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР и с Аникушиным был заключен договор на исполнение фигуры Пушкина высотой в 5 метров. Всем было ясно, что в части пушкинианы ему нет равных.
Параллельно в 1953 был установлен в МГУ стоящий «задумчивый» Пушкин.
Аникушин. Модель статуи, установленной в МГУ им. Ломоносова, 1953
Создает сидящего также «задумчивого» Пушкина для ленинградского метро.
Аникушин. Пушкин. Станция метро «Пушкинская» в Ленинграде. 1955
Зал станции «Пушкинская»
2.3. Создание памятника на площади Искусств в Ленинграде.
Помимо сложно описываемых словами, но легко уловимых глазом отличий, финальная статуя, установленная на площади Искусств перед Русским музеем, отличается следующими особенностями.
Во-первых, Пушкин выбран в динамике, оттого и «лучезарен». Во-вторых, необычайно большую роль играют руки поэта, особенно положение правой руки. Про отсутствие всяческих атрибутов: цилиндра, книжки в руке, гусиного пера и т.п., лапидарности постамента говорить уже излишне. Руки, говорящие сами за себя. Доведенные именно до нужной степени «красивости» губы.
Про изображение фигуры в динамике в монографии А.И.Замошкина «Михаил Константинович Аникушин», 1979, сделано одно любопытное замечание. Якобы скульптор почерпнул эту особенность у старых мастеров в 1956, когда ездил по Италии: у античных мастеров и почему-то у Донателло, скульптора раннего Возрождения. Наверное, замечание верное. Читаем (стр. 60):
«Чтобы заставить зрителя не чувствовать противоречия между фактической неподвижностью статуи и изображенным в ней движением, надо отыскать в самом движении момент остановки».
Если, скажем, Дискобол Мирона размахивается, то руку надо изобразить сзади в самом предельном состоянии после замаха, где ее скорость (но не ускорение!) равна нулю, после чего рука начнет разгонять диск. Учтем на будущее.
Про руку можно сказать, что ее положение Аникушин искал долго. Глаз зрителя сам отследит совершенство жеста. Только надо меньше его (в смысле -глаз) калечить современным «искусством».
Аникушин. Рисунок фигуры Пушкина для памятника. 1954
Можно сравнить с окончательным вариантом, чтобы понять, что же «отыскивал» скульптор, и насколько осмысленней в итоге стал жест руки.
После того, как его модель в 1950 была утверждена, только им же самим установленная высочайшая планка заставила его в очередной раз ее переделывать. В 1956 Аникушин наконец «находит» своего Пушкина, создавая предпоследнюю модель. Находит положение и разворот кисти правой руки.
Аникушин. Модель памятника для Ленинграда (предпоследняя). 1956
Вариант предпоследней модели был тщательно обсужден в марте 1957 в Ленинграде на заседании художественно-экспертного совета при Управлении культуры Ленгорисполкома, там присутствовали скульпторы, архитекторы, искусствоведы, пушкинисты.
Общим пожеланием скульптору было сделать Пушкина немного взрослее, а фигуру – немного плотнее, так как фигура казалась несколько плоской. Аникушин сделал вторую (последнюю) модель. Комиссия Министерства культуры СССР, созданная специально для приемки скульптуры, приняла модель и сочла целесообразным соорудить памятник по этой гипсовой модели.
Круглый постамент был отвергнут по тем соображениям, чтобы он не напоминал постамент под памятником Суворову знаменитого русского скульптора М.И.Козловского.
Памятник был открыт 18 июня 1957, день открытия памятника стал началом торжеств в честь 250-летия Ленинграда.
Аникушин. Памятник Пушкину на площади Искусств в Петербурге. 1957
В 1958 Аникушину за памятник Пушкину присуждена Ленинская премия.
Сам Аникушин понимал, что уникальность памятника не в формальном изыске. Он говорил:
«Монументальность – не в гигантских размерах, а в четкости и глубине мысли, точности формы, точности соотношений».
Анекдот 1. Про изыск (реальный). Неизвестный взял физиономию Хрущева и разрезал ее на две части: одна из белого мрамора – это «хорошее», а другая из черного мрамора – это «плохое» (видимо, вспомнил, как Хрущев разогнал выставку художников-авангардистов). В свете последних событий можно было бы добавить материалов и из других консистенций.
Анекдот 2. Про Бенуа (реальный). Эпизод, хорошо иллюстрирующий как «битие определяет сознание». В данном случае — того самого А.Н.Бенуа (1970, Петербург – 1960, Париж), родоначальника «Мира Искусства» (самое начало 1900-ых), подвергшего уничижительной критике русских художников в своей «Истории русской живописи в XIX веке», изданной аж в 1902. Он уехал из Советской России в 1926 и, видимо, было у него время вспомнить за границей своего сотоварища по перу барона Н.Н.Врангеля, призывавшего в царскую Россию революцию и импрессионизм в его бойкой «Истории русской скульптуры» в 1907.
Так вот: восьмидесятисемилетний А.Н.Бенуа в 1957 из Парижа похвалил памятник Аникушина. Честь ему и хвала (Аникушину)!
Послесловие.
Внук великого поэта Н.А.Пушкин написал благодарное письмо:
«Сердечно благодарю М.К.Аникушина за присылку созданного им чудесного памятника моему великому деду. На этом подлинно художественном произведении отдыхаешь от процветающего здесь упадочного и нагло фальшивого искусства».
Письмо это написано из Европы, из Бельгии. Возможно, из Брюсселя.
Видео:Памятники. Памятник Пушкину на площади ИскусствСкачать
Памятник А.С. Пушкину на Площади Искусств
Мне хотелось, чтобы на пьедестал встала не просто скульптура,
а необыкновенный, будто живой человек…
Частица души города»
М.К. Аникушин
Памятник А.С. Пушкину на площади Искусств – четвертый в Петербурге монумент, установленный в честь великого поэта. До него были открыты памятник наПушкинской улице в 1884 г., обелиск на месте дуэли в 1937 г. и статуя поэта во дворе его последнего дома на Мойке в 1950 г. Появлению нового памятника предшествовала долгая подготовка:
- Было решено поставить памятник на одной из линий Васильевского острова. Это приурочили к столетию смерти поэта. Но из всех конкурсных проектов в 1937 г. победителя так и не нашлось, поэтому идею решили отложить.
- Через десять лет, в 1947 г. вновь было объявлено соревнование, но только спустя два года определилось имя будущего автора памятника. Это был недавний выпускник Академии Художеств молодой скульптор М.К. Аникушин. Его проект был утвержден комиссией, и в 1949 г. был заложен памятник А.С. Пушкину на площади Искусств.
Видео:Памятник А С Пушкину, работа скульптора М К. Аникушина. Эфир от 2 февраля 2014 годаСкачать
Работа над монументом и его открытие
Несмотря на одержанную победу, молодой ваятель продолжал работать над скульптурой еще почти восемь лет. Он хотел показать поэта «молодым, земным, человечным». Глубоко проникшись образом творца, он создавал его скульптурные портреты, стал автором статуи на станции метро «Пушкинская».
Результат работы М.К. Аникушина – один из самых вдохновенных памятников русскому поэту. Его открытие на площади Искусств состоялось 19 июня 1957 г. В этом году с небольшим опозданием отмечалось 250-летие Ленинграда, также это было 120-летие трагической гибели А.С. Пушкина.
Видео:Вид на памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге на площади Искусств...Скачать
Особенности памятника
На пьедестале стоит четырехметровая бронзовая фигура поэта. Романтический и удивительно человечный образ А.С. Пушкина наполнен трепетным вдохновением и внутренней озаренностью. Голова немного отклонена назад, очень естественен широкий жест правой руки. Строгие формы пьедестала, высеченного из красного гранита, прекрасно гармонируют со статуей. Это заслуга архитектора Г.А. Петрова. Памятник А.С. Пушкину является удачным завершением архитектурного ансамбля Площади Искусств. Он одухотворяет ее, вносит в нее поэтическую ноту.
М.К. Аникушин получил за этот труд звание лауреата Ленинской премии. Он является автором многих петербургских памятников и монументов – от грандиозного Обелиска героическим защитникам Ленинграда на площади Победы до небольшого памятника 300-летию основания флота в России на Петровской набережной. Узнать о работе замечательного скульптора над памятником А.С. Пушкину и другими, увидеть их модели и эскизы можно в городском музее «Мастерская М.К. Аникушина».
Похожие записи
Тест: Хранители Петербурга!
Мы отобрали 20 самых необычных памятников и мест, которые будет интересно посетить каждому петербуржцу и гостю города!
Белый театр
«Белая гвардия, белый снег, Белая музыка революций». З. Ященко Белый театр – одна из культовых сценических площадок Санкт-Петербурга. История появления театра так же необычна, как его концепция и атмосфера спектаклей.
Тучков мост
Величественный и строгий Санкт-Петербург известен на весь мир красотой своих необыкновенных мостов. Отдельного внимания заслуживает один из главных мостов Северной столицы – Тучков мост. Тучков мост – история создания В.
Музей прикладного искусства
История музея началась в 1876 г. В это время заложили строительство училища технического рисования, которое впоследствии воспитало и выпустило много талантливых деятелей искусства, архитекторов. Строительные работы вели на средства мецената.
📹 Видео
Памятник А.С. Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге...Скачать
М.К.Аникушин. Памятник А.П.Чехову в МосквеСкачать
Вокруг АникушинаСкачать
#РокПутешествие №6, серия 7. "Музыка слова. Пушкин" (СПБ, Площадь Искусств, памятник А.С. Пушкину)Скачать
Памятник Пушкину на площади Искусств принимает душ. Онлайн-трансляцияСкачать
Памятник А.С.Пушкину на площади Искусств в Санкт-ПетербургеСкачать
105 лет со дня рождения Михаила АникушинаСкачать
Памятник Пушкину отмыли в ПетербургеСкачать
Удивительные истории Твери. Памятник Александру Сергеевичу ПушкинуСкачать
На площади Искусств памятник Александру Пушкину отмыли от грязи и копотиСкачать
"Пушкин в творчестве М.К. Аникушина"Скачать
О М.К. Аникушине: памятники Чехову, Пушкину и Героическим защитникам ЛенинградаСкачать
В Ленинграде на площади Искусств открыт памятник А С ПушкинуСкачать