- Александрийский столп в Санкт-Петербурге: ответы на вопросы
- Александрийский столп — что это?
- Кто архитектор Александровской колонны?
- Александрийский столп в Санкт-Петербурге: история создания
- Подготовительные работы
- Александрийский столп на Дворцовой площади: почему выбрали это место?
- Как делали фундамент под монумент?
- Как устанавливали Александровскую колонну?
- Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание
- Барельефы пьедестала
- Ангел на Александровской колонне
- В чём секрет красоты Александровской колонны?
- Монеты в честь Александровской колонны
- Александровская колонна в Санкт-Петербурге: интересные факты
- Покушения на Александровскую колонну
- Как спасли Ангела от падения?
- Загадки Александровской колонны
- Часто задаваемые вопросы
- Александровская колонна в честь какого события установлена?
- Александровская колонна: стиль
- Высота и вес Александрийского столпа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга
- За счет чего держится Александровская колонна? Может ли она упасть?
- На какой площади стоит Александровская колонна?
- Технология изготовления
- Александровская колонна в Санкт-Петербурге
- Сила тяжести и высота
- Пьедестал и скульптура ангела
- История Александровской колонны
- Проект Монферрана
- Строительство
- Установка колонны
- Открытие памятника
- Реставрация
- Интересные факты
- Как добраться
- На метро
- На автобусе и троллейбусе
- На такси
- Туры в Санкт-Петербург
- Александрийский столп – история, строительство, легенды
Видео:Подъём Александровской колонны. Вся правдаСкачать
Александрийский столп в Санкт-Петербурге: ответы на вопросы
Александрийский столп в Санкт-петербурге — это народное название памятника, посвящённого Александру I в честь победы России над Наполеоном. Официальное название — Александровская колонна. В статье найдёте ответы на часто задаваемые вопросы. Но разберёмся с названием: почему Александрийский столп?
Видео:Тайна Александровской колонныСкачать
Александрийский столп — что это?
Образ стихотворения любимого поэта русского народа А.С.Пушкина “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…” оказался настолько ярким, что монумент на Дворцовой площади стали так называть, игнорируя официальное название. Хотя сам Пушкин нигде не упоминает, на что именно указывает эта метафора.
Это мог быть и Александрийский маяк на острове Фарос, описанный Филоном Византийским и известный, как одно из 7 чудес Света, о котором, безусловно, Пушкин знал. Высота этого сооружения в 3.5 раза превышала петербургскую колонну.
Рисунок Александрийского маяка на острове Фарос сделан немецким археологом проф. Х. Тиршем (1909). Автор: Prof. Hermann Thiersch (1874–1939), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=42458833
А термин “столп” в архитектуре означает
- башню или башнеобразную конструкцию,
- столб,
- колонну.
Таким образом, название применимо и к одному и к другому сооружению. Но пушкинская метафора может вмещать в себя оба образа.
Напрашивается вывод, что называть памятник Александрийским столпом можно, но уточняя, о каком именно речь.
А словосочетания «Александрийская колонна» или «Александровский столп» — это уже производные из знакомых слов. Какое из них неправильное?
Видео:Легенды Петербурга : Александровская колоннаСкачать
Кто архитектор Александровской колонны?
Автор проекта и руководитель строительства монумента — французский архитектор Огюст Монферран. Как случилось, что победу России над Францией увековечил француз?
Царь Николай I в 1829 году объявил открытый конкурс на создание монумента перед аркой Главного штаба напротив Зимнего дворца “в память о незабвенном брате” Александре. Рассматривались идеи конной статуи, памятники с фигурой Ангела.
Один из не утвержденных проектов памятника из пушек на события 1812 – 1814 годов И.А. Иванова по эскизу А.Н. Оленина, датированный 9 августа 1814г.
articles/3947-rubl-i-medali-na-otkrytie-aleksandrovskoj-kolonnyhtml
Монферран участвовал в конкурсе с идеей обелиска с бронзовыми барельефами на гранях в стиле ампир скульптора Федора Толстого. Пьедестал обелиска предполагалось украсить изображением Александра на коне в виде римского воина. Оригиналы этих барельефов (из розового воска на чёрном фоне) хранятся в Русском музее. Высота обелиска намечалась равной 33,78 метра.
Как пишет в монографии “О. Монферран” советский архитектор Н.П.Никитин: “Проект памятника был выполнен великолепно, но не был принят к осуществлению”. Это не остановило француза и он продолжил работу. Образцами для подражания выбрал колонны Антонина и Траяна в Риме, а также Вандомской в Париже.
Колонна Траяна в Риме, 2013 By Szilas — photo by Szilas, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36783129
За основу он выбрал колонну Траяна. Огюст освободил стержень от спиральной скульптуры и внёс мелкие изменения. Выполнил новый проект с высоким мастерством в отношении графики и акварельной техники и 24 сентября 1829 года Николай утвердил его для осуществления. Монферрана назначили строителем памятника.
Видео:Зачем скрыли вторую александрийскую колонну, которая лежит рядом?Скачать
Александрийский столп в Санкт-Петербурге: история создания
В подзаголовке используем поэтическую метафору с уточнением, чтобы было понятно о каком сооружении идёт речь. Строительство памятника стало воплощением архитектурной и инженерной мысли. Он превосходит все античные и западные образцы.
Видео:Зачем построили Александрийскую колонну на самом деле ? | Высокие технологии ЛукоморьяСкачать
Подготовительные работы
Пока в финском карьере Пютерлакса выламывали и обрабатывали заготовку для колонны, на Дворцовой площади велись подготовительные работы. Делали фундамент, строили пристань для разгрузки монолита, устанавливали пьедестал для колонны, строили леса и механизмы для подъёма готового стержня памятника.
Видео:Историк Понасенков в ужасе от вопроса про Александровскую колонну. 18+Скачать
Александрийский столп на Дворцовой площади: почему выбрали это место?
Местом установки колонны Монферран выбрал пересечение оси от арки Главного штаба к средним воротам Зимнего дворца с осью проезда между зданием Штаба и Певческим мостом. Место выбирали с целью создать лучший вид на колонну из окон царского дворца. Она находится на равном расстоянии от внутренних углов здания Штаба (около 115 м), от Зимнего дворца на расстоянии 100 м, от арки Штаба — 140 м. Надо отметить, что своим расположением колонна великолепно гармонирует по композиции и геометрическим данным с окружающими зданиями. (Н.П.Никитин, «О.Монферран», Лен-д, 1939, стр. 235-236).
Учитывая опыт устройства фундамента Исаакиевского собора, Монферран понимал, что устойчивость памятника зависит от прочности фундамента. Поэтому он очень аккуратно строил основание для конструкции колоссальных размеров.
Видео:РОспил Александровской колонныСкачать
Как делали фундамент под монумент?
До 15 марта 1830 года для уплотнения грунта забили 1250 сосновых свай на квадрате со стороной 22 м, на глубину от поверхности земли 4,26 метра (Н.П.Никитин, «О.Монферран», Лен-д, 1939, стр. 257). На них уложили гранитные блоки толщиной 45 см и длиной 1,5 метра. Кладку скрепили штырями и скобами. Затем блоки чередовали с забутовкой. Под самым пьедесталом снова сделали тесовую кладку гранитных блоков, подобно 1 ряду.
С каким тщанием устраивали фундамент, сколько платины, золота и серебра уложили в памятную шкатулку, чтобы замуровать в фундаменте, что за реалити-шоу устраивали на строительстве пьедестала читайте в статье “Александровская колонна: слово о фундаменте и пьедестале”
Работа с цементным раствором осложнялась зимними морозами ниже 12 градусов по Цельсию. Гранитный монолит для пьедестала весил более 400 тонн. Смекалка, изобретательность и инженерная грамотность помогли доставить его в Петербург, отшлифовать все 6 сторон и уложить на подготовленное место.
Рисунок из альбома Монферрана. Устройство фундамента Александровской колонны.
media/arhi1/aleksandrovskaia-kolonna-slovo-o-fundamente-i-pedestale-5d2367154e057700adc67e53
5 ноября 1931 года при помощи лебёдок (кабестанов) монолит выгрузили на Дворцовую набережную. Несколько дней ушло на его пердвижение к месту окончательной обработки.
3 февраля 1832 года , спустя 3 месяца после доставки, оставалось отщлифовать только одну сторону глыбы, на которой она лежала. Описание эпизода по переворачиванию камня читайте в статье “Александровская колонна: слово о фундаменте и пьедестале”.
Беспримерность работ привлекала внимание тысяч зрителей и царского семейства.
Рисунок из папки Монферрана. Выгрузка монолита для пьедестала Александровской колонны.
media/arhi1/aleksandrovskaia-kolonna-slovo-o-fundamente-i-pedestale-5d2367154e057700adc67e53
9 апреля 1832 года закончились 2-летние подготовительные работы, пьедестал стоял на месте и ждал колонну. За это время в карьере вырубили и обработали начерно заготовку для будущей колонны.
Видео:Ложь об Александровской колонне. Как нас обманывают историкиСкачать
Как устанавливали Александровскую колонну?
Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.
Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье “Как грузили Александровскую колонну?” есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.
ЧП во время погрузки заготовки для стержня Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана.
media/arhi1/kak-gruzili-aleksandrovskuiu-kolonnu-5cf600894db61900af2c52a5
12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.
Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.
Будущий Александрийский столп Петербурга лежит на помосте перед установкой. Рисунок из альбома Монферрана.
Техническая часть, такая как конструкция лесов и опорной рамы, блоки для облегчения веса (полиспасты), сам способ, толщина канатов на лебёдках приводятся в статье “Подъём Александровской колонны: подготовка”. Она даёт ответ на вопрос: «Как ставили Александрийский столп на Дворцовой площади?»
День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.
Обвязка колонны для подъёма. Рисунок из альбома Монферрана
План расположения лебёдок (кабестанов) для поднялия колонны
Салазки и крепления для передвижения и подъёма Александровской колонны. Рис. из альбома Монферрана
План пандуса для передвижения и подъёма Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана
Установка Александровской колонны. Рисунок Монферрана
Акварель Г.Гагарина «Александровская колонна в лесах.1832-1833»
media/arhi1/podem-aleksandrovskoi-kolonny-kak-eto-bylo-5d2d850e998ed600acf9c350
Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “Подъём Александровской колонны: как это было”. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.
Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”
Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.
В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.
Видео:Самый-самый Петербург. Александровская колоннаСкачать
Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание
По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.
Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.
На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.
Александрийский столп (Александровская колонна) в Санкт-Петербурге
Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.
Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.
Видео:Hermitage Online. Александровская колонна. Монументальный экспонат ЭрмитажаСкачать
Барельефы пьедестала
На лицевой стороне пьедестала две крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску с надписью “Александру I-ому Благодарная Россия”. Под доскою посередине — изображение древнерусского вооружения. Это точные копии образцов из Оружейной палаты: шлем Александра Невского, броня царя Алексея Михайловича и щит Олега (?), прибитый им ко вратам Царьграда. По краям — аллегорические фигуры рек Немана и Вислы (мужская и женская).
Пьедестал Александровской колонны
На 3-х других барельефах автор изобразил фигуры Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия вперемежку с вооружением. На щитах фигуры Победы — годы войны 1812, 1813, 1814. Все барельефы исполнили скульпторы Пётр Васильевич Свинцов и Иван Леппе (Лепе, Лепее) по рисункам Монферрана. Отлитые на петербургском заводе Берда, представляют из себя шедевр бронзо-литейного искусства.
Высота памятника 47.5 метра. Это самый высокий монумент в мире из цельного гранита.
Видео:Колонна для Императора. Документальный фильм @SMOTRIM_KULTURAСкачать
Ангел на Александровской колонне
Фигура ангела — работа скульптора Бориса Орловского — огромная и изящная, поражает виртуозной чеканкой каждой детали, каждого пёрышка крыла. Автор представил проект на рассмотрение, как изображение разительной мысли — “Сим победиши”.
Навершие Александровской колонны. Римско-дорическая капитель, украшенная иониками (подобие яйца) и бусами.
Эти слова напоминают о чудесной победоносной битве будущего римского императора Максенция в 312 году. Перед сражением в небе он увидел знак: крест с начертанными словами.
Ангел смотрит вниз, на землю, правою рукою указывает на небо, а крестом в левой — придавил змея — символ вражды и злобы. Высота
- фигуры ангела — 4,26 м (2 сажени),
- креста — 6,4 м (3 сажени)
- полного навершия колонны с крестом
Вес навершия колонны (капитель, цилиндрический пьедестал, статуя) составляет 37 тонн.
Видео:Две Александрийские колонны на Дворцовой площади, Ч.2Скачать
В чём секрет красоты Александровской колонны?
Красота любой колонны заключается в пропорциях. Соотношения верхнего и нижнего диаметров Монферран получил методом древнеримского архитектора Витрувия, а способ утонения колонны разработал свой и в этом его большая заслуга.
Размер верхнего диаметра — 3.19 м, а нижнего — 3,66 м. Они относятся как 8:9, при этом величина нижнего диаметра умещается в длину стержня 7 раз, а верхнего — 8.
Превосходно составленная композиция навершия, её отношение к высоте колонны, ступенчатый цоколь и стилобат под пьедесталом делают всю конструкцию более стройной и монументальной в сравнении с другими колоннами. Сравните сами.
Монументы, которые Монферран взял за образец при создании проекта Александровской колонны. Рисунок из альбома Монферрана (Александровская, Вандомская, Траяна, Антонина, Помпея)
Проект навершия и базы Александровской колонны. Из альбома Монферрана
Превосходно выполненные работы бронзового литья статуи и барельефов пьедестала поражают тщательностью проработки деталей.
В статье дзен канала Александровская колонна: секрет красоты проводится сравнительный анализ с аналогичной архитектурой Древнего Рима и Францией, описываются уникальные достоинства пропорций и деталей.
Видео:Ленинград. Александровская колонна. Эхо над площадьюСкачать
Монеты в честь Александровской колонны
После открытия памятника, в 1836 году Николай решил выпустить медали в честь этого события. В проекте указа Правительствующему Сенату «О выпуске в обращение Александровских рублевиков» читаем:
“По случаю открытия памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в память незабвенного Императора Александра I, выбита медаль с изображением на одной стороне портрета, а на другой монумента, воздвигнутого в честь Его, и с подписью внизу монумента: 1 рубль. Признав удобным медаль сию пустить в обращение в виде монеты, повелеваем принимать оную повсеместно за целковый, серебряный рубль, под названием Александровского рублевика. Правительствующий Сенат не оставит учинить по сему должное распоряжение.”
В 2009 году Центральный Банк России отметил 175-летие со дня открытия памятника выпуском 1000 серебряных монет достоинством в 25 рублей.
Аверс и реверс памятной монеты к 175-летию Александровской колонны.
articles/3947-rubl-i-medali-na-otkrytie-aleksandrovskoj-kolonnyhtml
Видео:Александровская колонна№2. Закон синхронистичности.Скачать
Александровская колонна в Санкт-Петербурге: интересные факты
Видео:Как в Санкт-Петербурге Александрийский столп устанавливалиСкачать
Покушения на Александровскую колонну
После революции 1917 года памятник царю смущал правительство большевиков. Самым первым предложением было «Снести!», вместо него на Дворцовой площади устроить мемориальное кладбище. Но то ли из экономических соображений, то ли из-за переноса столицы в Москву, колонну не тронули. Кладбище появилось у стен Кремля.
После смерти Ленина в 1924 году власти Петрограда решили заменить ангела на статую вождя. Но и в этот раз отказались от затеи. Нарком просвещения А. Луначарский убедил всех в нецелесообразности мероприятия.
В 1952 году в порыве идеологической пропаганды в Ленинграде решили установить на колонне бюст Сталина. И опять не получилось. В этот раз — из-за смерти Сталина.
Видео:Александрийская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. 25.03.22Скачать
Как спасли Ангела от падения?
В 2002 году при осмотре памятника специалистами в цилиндре постамента статуи обнаружили до 3 тонн воды. От давления цилиндр принял форму бочки, а скрепляющий раствор полностью разрушился и превратился в песок. Реставраторам пришлось его буквально выметать щёткой.
С учетом того, что некоторые соединительные болты отсутствовали, а вода продолжала проникать внутрь, оставалось немного времени до падения ангела. Этого не произошло благодаря реставраторам. Что ещё обнаружили реставраторы при обследовании памятника, читайте в статье Тайны Александровской колонны.
Видео:Искажение истории. Часть 4. Александрийская колоннаСкачать
Загадки Александровской колонны
Весьма интересен факт, что многие современники, дети высоких технологий считают способ добычи гранита для изготовления Александровской колонны невозможным в 19 веке. Утверждают, что описанный способ транспортировки в Петербург придумали «официальные историки». Считают, что невозможно отшлифовать гранит без современных станков.
А на задаваемый вопрос в интернете «Кто на самом деле изготовил Александровскую колонну?» отвечают, что авторы — инопланетяне или пришельцы из другой цивилизации.
Монферран оставил описания работ и рисунки по изготовлению и установке колонны на каждом этапе в альбоме «Plans et details du monument… 1836». В библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС, бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) хранятся многочисленные чертежи и акварельные рисунки архитектора Антонио Адамини с пояснениями на французском языке.
Рисунки не передают 100% достоверность ситуации (фотография появилась появилась в России в 1839 году), но общее понимание, принципиальный подход они отражают.
Видео:Тайны истории. Монферан не строил Александровскую колонну.Скачать
Часто задаваемые вопросы
Видео:Александровская колоннаСкачать
Александровская колонна в честь какого события установлена?
Памятник установили в честь победы над Наполеоном в войне 1812-1814 годов в память об Александре I, о чём свидетельствует надпись на пьедестале: «Александру 1-ому Благодарная Россия»
Надпись на пьедестале Александровской колонны на Дворцовой площади
Видео:Строение колонны в исакиевском соборе. Все не просто.Скачать
Александровская колонна: стиль
Архитектурный стиль памятника — ампир. Это поздний этап классического направления, который отличает торжественность и парадность, от французского слова empire — империя.
Высота и вес Александрийского столпа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга
Если взять полную высоту памятника вместе с подножием, пьедесталом и навершием, то его высота составит 47,5 метра. Другие размеры:
- высота ствола (монолитного стержня колонны) — 25,6 м (12 саженей);
- нижний диаметр колонны — 3,66 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов);
- высота пьедестала колонны из 8 гранитных блоков, уложенных в три ряда — 4,25 м;
- размеры барельефов — 5,24×3,1 м;
- высота цоколя из монолитного гранита — 3.9 м;
- горизонтальные размеры цоколя — 6,3×6,3 м;
- высота колонны до ствола (подножие)
Вес цоколя и пьедестала — 704 тонны.
Вес гранитного ствола колонны — 612 тонн.
Вес навершия — 37 тонн.
Полный вес — 1353 тонны.
За счет чего держится Александровская колонна? Может ли она упасть?
Колонна никак не укреплена. Хоть её и ставили на слой раствора, но держится она только за счёт собственного веса, фундамента и тщательной центровки.
Геодезические измерения показали: «…колонна действительно имеет наклон. 29 мм в противоположную сторону от Адмиралтейства, чуть левее арки Главного штаба. Рассчитали и максимально допустимый наклон. Это — 60 мм. » (
news/sluh.html)
На какой площади стоит Александровская колонна?
Александровская колонна стоит на Дворцовой площади города Санкт-Петербурга. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей России, между Зимним дворцом и зданием Генерального Штаба, установили памятник так, чтобы он лучше всего смотрелся из окон царской резиденции.
Технология изготовления
Вопрос обычно стоит так: отливка или цельный гранит? Активно обсуждается в комментариях на дзен-канале Архитектура в статье Как откалывали гранит для колонны и с какими трудностями доставили его в Петербург — информация на основе архивных документов комиссии построения Исаакиевского собора за 1831 г, д. № 721, ч.2, лл.7-17, хранящихся в УЦГАЛ. (Копии в книге Никитина Н.П. “О.Монферран”.) Читайте статью, если хотите знать, какое месторождение гранита использовалось для заготовки будущего памятника и каким способом выломали гранит и доставили в Петербург. В комментариях найдёте все возможные альтернативные версии технологии изготовления без серьёзных аргументов.
Александр Сергеевич Пушкин в 1836 году, спустя 2 года после открытия Александровской колонны, написал пророческие слова:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный.
К нему не зарастёт народная тропа.
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Народ, следуя за Пушкиным, так и говорит про Александровскую колонну…
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Александровская колонна
в Санкт-Петербурге
Александровская колонна — это один из наиболее известных памятников северной столицы. Находится она на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Это произведение архитектурного искусства дополнило общую композицию Арки Главного штаба, посвященную великой победе в Отечественной войне с французами. Александровская колонна — гордость и символ Санкт-Петербурга. Она олицетворяет мощь и несокрушимую силу русской армии.
Колонна была воздвигнута в честь Александра I и его победы над Наполеоном. Все гости города обязательно посещают Дворцовую площадь, чтобы помимо других достопримечательностей посмотреть на этот величественный памятник архитектуры. А россияне со школьной скамьи знакомятся с ним благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник», где он торжественно называет Александровскую колонну Александрийским столпом.
Сила тяжести и высота
При одном взгляде на Александровскую колонну захватывает дух. И это неудивительно, ведь в высоту она достигает 47,5 метров. Александрийский столп на сегодняшний день считается самым высоким монументом в мире, который выполнен из цельного гранита, и занимает третье место по высоте среди всех монументальных колонн.
Александровская колонна весит 600 тонн. И тем удивительнее факт, что держится она на постаменте без дополнительных опор, а только благодаря своей силе тяжести. Первое время горожане боялись, что колонна может рухнуть, поэтому не гуляли возле нее. Чтобы их успокоить, архитектор памятника Монферран каждый вечер прогуливался вблизи него со своей собачкой.
Пьедестал и скульптура ангела
Вершина Александровской колонны украшена ангелом, который достигает в высоту почти 5 метров. Фигуру сделал Борис Орловский — русский скульптор, стараясь придать лицу ангела черты Александра I. Правая рука ангела вознесена к небу, а левой он держит крест, на который пытается взобраться змея. Эта фигура символизирует мир в государстве, наступивший после разгрома наполеоновской армии. По одной из версий, фигура ангела выбрана, потому что в семейном кругу Александра I называли «Наш Ангел». Кстати, по первоначальному замыслу архитектора он должен был быть позолоченным, но поскольку власти спешили с открытием памятника, от этой затеи отказались.
Особое внимание привлекает могущественный пьедестал, украшенный барельефами, которые удачно гармонируют друг с другом, создавая уникальный ансамбль. Центром композиции выступают две крылатые женщины, держащие в руках табличку с благодарственной надписью Александру I от всей России. Рядом с ними находятся символы двух рек — Неман и Вислы. Другие барельефы украшены символами Мира и Победы, Изобилия и Мудрости, а также Милосердия и Правосудия. Но особо выделяются двуглавые орлы, держащие в своих лапах гирлянды из лавра. Все рисунки для пьедестала изобразил Монферран, а уже по ним художники выполнили эскизы натурального размера, по которым скульпторы сделали формы для отливки.
История Александровской колонны
Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.
Проект Монферрана
Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.
Строительство
Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.
Установка колонны
Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.
Открытие памятника
И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.
Реставрация
Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.
Интересные факты
С Александровской колонной связано много интересных фактов. Все началось с момента ее открытия. Чтобы провести парад на Дворцовой площади, по проекту архитектора Монферрана построили Певческий мост. Неслучайно была выбрана и дата церемонии, ведь Александрийский столп открыли в день перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург. А он, как известно, считается небесным защитником северной столицы.
В годы революции отношение к Александровской колонне несколько изменилось. На праздники ангела закрывали красным колпаком или маскировали с помощью шаров. А во время перестройки газеты писали, что разрабатывается проект по установлению вместо ангела статуи Ленина. Кстати, позже многие СМИ утверждали, что планировалось поставить статую Сталина.
Одна из самых любимых традиций местных жителей связана с молодоженами. Считается, что жених должен пронести свою невесту на руках вокруг памятника. И сколько раз он сможет обойти колонну, столько деток у них и будет.
Как добраться
До Дворцовой площади, где находится Александровская колонна, можно добраться общественным транспортом — на метро, автобусах и троллейбусах. Также до нее легко доехать на такси. А еще около площади есть много пристаней, куда можно добраться на речном трамвайчике.
На метро
Удобнее и быстрее всего доехать до Александровской колонны на метро. Ближайшая к достопримечательности станция — «Адмиралтейская», к которой ведет фиолетовая линия. Она расположена чуть дальше чем в 300 метрах к юго-западу от памятника. Также недалеко от площади находятся станции метро «Невский проспект» (синяя линия) и «Гостиный двор» (зеленая линия).
Панорама: ангел, что венчает вершину Александровской колонны
На автобусе и троллейбусе
До Александровской колонны можно доехать и наземным автотранспортом. Примерно в 250 м к западу от нее расположена остановка «Дворцовая набережная», куда прибывают автобусы № 7, 10, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11. В 325 м к юго-западу от колонны есть остановка «Метро Адмиралтейская». К ней можно доехать автобусами № 3, 10, 22, 27 и троллейбусами № 5, 22. Чуть ниже нее находится остановка «Адмиралтейский проспект», куда прибывает троллейбус № 17. В 520 м к юго-западу от колонны есть остановка «Исаакиевская площадь». К ней курсирует троллейбус № 5, а также маршрутка № 306.
На такси
Доехать до Александровской колонны можно и на такси. В Санкт-Петербурге работает много разных служб. Стоимость проезда включает расстояние, время суток, класс автомобиля и другие факторы. Наиболее популярные службы такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.
Дворцовая площадь и Александровская колонна на видео
Туры в Санкт-Петербург
Александрийский столп – история, строительство, легенды
Александрийский столп (Александровский, Александринский) – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.
Александрийский столб — это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника — 47,5 метров, гранитного монолита — 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону.
Начнем с краткой истории ее создания
Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.
Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))
Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).
Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.
После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.
После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.
Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).
При погрузке произошла авария — веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.
Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.
Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.
Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.
С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.
Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.
Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!
В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.
Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой «1830 год», а также закладную доску со следующим текстом:
«В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда».
Работы были закончены в октябре 1830 года.
После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.
Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.
«При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар». Затем его передвинули на катках.
Позже О. Монферран вспоминал; «Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор. «
Альбом с рисунками Монферрана.
К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.
На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.
30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.
Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.
После установки народ закричал «Ура!» А восхищенный император произнес: «Монферран, Вы себя обессмертили!»
Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.
После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.
Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.
Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..
Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».
Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.
Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил «резной мастер» Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую «с трёхглавыми орлами под фонарями», проект которой Монферраном был составлен заранее.
источник
Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.
Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.
Перед трибуной и колонной прошел парад войск.
Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:
«В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом».
Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника «Петру I — Екатерина II», Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент «Столб Николая I Александру I», что сразу же дало жизнь каламбуру: «Столб столба столбу».
В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля
Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.
Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.
15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история — министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква «N».
По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: «Simens». При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.
С ней связано много баек и легенд )))
В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.
Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так ))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать.
Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.
Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!
Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: «Юрий Гагарин! Ура!»
Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.
Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.